Эксплуатация бронетанковой техники (Эксплуатация БТТ): основные понятия и определения онлайн

Эксплуатация бронетанковой техники (Эксплуатация БТТ): основные понятия и определения онлайн


























Билет 1
1.Мероприятия, обеспечивающие надежность ходовой части БТВТ
Для обеспечения надежной работы ходовой части необходимо:
- правильно натягивать гусеницы в соответствии с характером грунта;
- систематически контролировать состояние траков, торсионных валов, катков;
- своевременно затягивать гайки пальцев траков, проверять затяжку болтов крепления венцов и пробок ведущих колес.
2.Основные нормы расхода топлива для двигателя танка Т-72
 1км движения-4,3л
 1 м/ч на месте (х.х.)-22л
 1 час движения-110л
 1 час работы подогревателя – 9л
 Масло в % от горючего
-для вигателя-6,5%
-для трансмиссии – 0,05%
3.Что относится к эксплуатационной документации.
К эксплуатационной документации относятся:
- технические описания,
- инструкции по эксплуатации,
- формуляры,
- паспорта,
- ведомости запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП).
Билет 2
1.Какие марки моторных масел применяются (основные и дублирующие) для эксплуатации т-72
Моторные масла
Основное масло М16-ИХП-3
Дублирующее масло МТ-16П
Трансмиссионные масла
Основное ТС-3П-8
Дублирующее МТ-8П
2.Условия эксплуатации ходовой части.
Ходовая часть в эксплуатации подвержена постоянному воздействию динамических переменных нагрузок.
В наиболее тяжелых условиях работает гусеница.
Условия её работы характеризуются большими динамическими нагрузками и сильным абразивным воздействием грунта
Постоянное одностороннее зацепление гусеницы с зубьями ведущих колес приводит к наибольшему износу рабочей стороны зуба.
К числу характерных неисправностей опорных и поддерживающих катков, наблюдаемых в эксплуатации, относятся разрушение подшипников, отслоение или разрушение резиновых шин.
Гидравлические амортизаторы обладают достаточно высокой надежностью в работе.
Однако их работоспособность зависит от количества и температуры жидкости.
3.Какие документа планирования и эксплуатации БТВТ разрабатываются и ведутся в воинской части.
 Перспективный план эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ-составляется в каждой части на 10 лет и более
 Годовой план эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ
 Месячный план эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ
 Наряд наиспользование машин
 Путевой лист
Билет 3
1.Мероприятие обеспечивающие надежность силовой установки
В целях обеспечения надежной работы силовой установки необходимо:
- пуск двигателя осуществлять предварительно выполнив его разогрев; строго соблюдать порядок разогрева, запуска, прогрева и подогрева двигателя;
- не допускать пусков двигателя, если работа его будет меньше 30 минут;
- постоянно контролировать работу силовой установки по контрольно-измерительным приборам и сигнальным лампам;
- необходимо учить механиков-водителей тому, что уменьшение подачи топлива или переход на низшую передачу приводит к снижению нагрузки на двигатель;
- осуществлять качественное обслуживание двигателя, систем, соблюдая установленную периодичность.
2. Состав трехкопонентной присадки и порядок смешивания ее с водой для заправки в систему охлаждения при переводе техники на летний режим эксплуатации.
Состав:
 Калиевый хромпик
 Нитрид натрия
 Тринатрий фосфат
Присадки растворяют в кипяченной воде при Т=+60..+80ͦС
С расчетом 50 г компонента на 100л
3. Назначение путевого листа 1. Путевой лист является распоряжением командиру подразделения, водителю на выполнение задания и служит основанием для учета работы машины, а также для списания в расход и определения экономии (перерасхода) горючего. 2. Путевой лист выписывается в соответствующей службе воинской части или в подразделении, осуществляющем самостоятельную заправку горючим и, учет работы машин, на основании наряда на использование машин;
подписывается заместителем командира воинской части по технической части (начальником автомобильной службы).
Билет 4
1.Понятие надежности машины и составляющие надежности
Надежность-это св-во машины или ее составных частей сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характерезующих способность выполнять требования функций в заданных режимах и условиях применения тех.обсл., ремонтов, хранения и транспортирования
Составляющие надежности:
 Безотказность-св-во машины непрерывно сохранять работоспособное состояние в течении некоторого времени или некоторой наработки.
 Долговечность-св-во машины сохранять работоспособность до назначения предельного состояния при установленной системе тех обслуживания и ремонта
 ремонтопригодность-называется св-во машины , заключающееся в приспособлении к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений и к восстановлению работоспособного состояния путев проведения тех. обслуживания и ремонта.
 Сохранность-способность машины сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности и после хранения и транспортрования.
2.Отказы и их классификация
Отказ-событие заключающееся в нарущении работоспособного состояния машины
Классификация отказов
 По степени влияния на работоспособность (полные, частичные)
 По затратам сил и средств на восстановление работоспособности (простые, сложные)
 По причинам возникновения (конструкционные, производственные и эксплуатационные)
 По закономерности возникновения (систематичные, случайные)
 По характеру (зависимые и независимые)
3.Какие мероприятия по сокращению расхода моторесурсов применяются при согласовании расчетов по планировании эксплуатации
Для сокращения расхода моторесурсов БТВТ при согласовании расчётов намечаются следующие мероприятия:
- уменьшение количества машин (или часов), выделяемых на отработку определенных тем (упражнений);
-некоторые темы боевой подготовки отрабатываются на комплексных занятиях, БТУ-БСВ или РТУ;
-осуществление, по возможности, перевозок техники различными видами транспорта до мест учений и обратно,
-широкое использование УДС, тренажеров.
Билет 5
1. Марки дизельного топлива применяемые для заправки БТВТ
- летнее Л-0,2
- зимнее 3-0,2-35°С
- зимнее 3-0,2-45°С
- арктическое А-0,2
2. Гарантийные и межремонтные ресурсы для нового танка Т-72Б
- Гарантийный – 5000 км
- До СР – 8000 км
- От СР до КР – 6000 км
- Всего – 14000 км
3. Способы герметизации БТВТ
- Получехол
- Чехол
- Заклейка
- Чехол с быстроразъемным соединением
- ОПВТ
Билет 6
1. Состав 3-компонентной присадки и порядок смешивания ее с водой для заправки системы охлаждения при переводе техники на летний режим эксплуатации
Трехкомпонентную присадку, состоящую из калиевого хромпика, нитрита натрия и тринатрийфосфата.
Присадку предварительно растворяют в кипяченой воде +60- +80С из расчета:
50г каждого компонента на 100 л воды.
2. Состав комплекта ОПВТ танка Т-72Б и порядок его установки
- уплотнение дульного среза пушки
- уплотнение амбразуры спаренного пулемета
- уплотнение шариковой опоры башни
-уплотнение броневой защиты пушки
- крышка воздухопритока к воздухоочистителю
- воздухопитающая труба
- уплотнительные крышки
- защитная крышка
- выпускные клапаны
- лючок перетока воды на перегородке силового отделения
- откачивающий насос
Порядок установки ОПВТ:
1. Установить нижнее колено воздухопитающей трубы в отверстие лючка на крышке люка наводчика и затянуть гайку крепления трубы с помощью спецломика
2. Снять защитную крышку ОПВТ, установить ее на петлях на левой надгусеничной полке и закрепить тремя стяжками с помощью ключа
3. установить крышки над воздухопритоками крыши силового отделения (рис. 64);
4. перевести в вертикальное положение поддерживающие кронштейны для крышек над выходными жалюзи (если не установлены бочки длятоплива);
5. установить торсионы крышек над входными жалюзи в рабочее положение;
6. взвести приводы к крышкам и закрыть все крышки;
7. установить выпускные клапаны с прокладкой на фланец выпускного патрубка, предварительно очистив его от грязи и нагара, и проверить
8. прилегание тарелок клапанов к седлам;
9. установить уплотнение на дульный срез ствола пушки;
10. убедиться в том, что резиновые заглушки плотно надеты на стволы пусковых установок системы пуска дымовых гранат;
11. отключить наружные топливные баки.
3. Цели и задачи парковых дней
Цель проведения паркового дня – поддержание ВВТ в постоянной боевой готовности, дооборудование и благоустройство парков и объектов учебно-материальной базы.
Основные задачи паркового дня:
- проведение должностными лицами воинской части и подразделений проверок (осмотров) технического состояния (готовности к использованию по назначению) ВВТ;
- устранение недостатков выявленных в ходе проверок (осмотров) ВВТ;
- проведение мероприятий контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонт ВВТ соединения (воинской части); освежение (переконсервация) военно-технического имущества (ВТИ) неприкосновенных запасов, текущего довольствия и др.;
- освоение ВВТ личным составом воинской части (изучение устройства образцов ВВТ, объемов работ и последовательности их выполнения при контроле технического состояния, порядке использования подвижных средств технического обслуживания и ремонта, техники безопасности и др.);
- проверка противопожарного состояния парка, хранилищ ВВТ;
- дооборудование парка воинской части.
Билет 7
1. Отказы и их классификация
Отказом называется событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния машин.
Отказы классифицируются по следующим признакам:
• по степени влияния на работоспособность — полные и частичные;
• по затратам сил и средств на восстановление работоспособности — простые и сложные;
• по причинам возникновения — конструкционные, производственные и эксплуатационные;
• по закономерности возникновения — систематические и случайные;
• по характеру - зависимые и независимые.
2. Особенности эксплуатации БТВТ в зимних условиях
- низкой температурой окружающего воздуха;
- наличием снежного покрова;
- ветрами
- снегопадами и в некоторых районах сильными туманами
Из за низкой температуры затрудняется запуск двигателя. Происходит это по следующим причинам:
- ухудшается самовоспламеняемость топлива;
- увеличивается сопротивления вращению коленчатого вала двигателя; снижается и скорость прокручивания коленчатого вала двигателя
3. Порядок приема и передачи БТВТ внутри части и из части в часть
Основанием для приема и передачи машин в частях являются:
-приказ командира - при передаче машины внутри части;
-приказ командира соединения - при передаче машин внутри соединения;
-распоряжение командующего войсками военного округа (Фронта) - при передаче машин из соединения в соединение.
В мирное время для приемки бронетанковой техники командир соединения (части) высылает команду во главе с офицером - приемщиком.
Основанием для приема – передачи техники являются:
В состав команды для приемки танков включаются:
- танковый техник- 1 на 10 машин;
- механик-водитель - 1 на 2 машины;
- командир машины - 1 на 10 машин;
- специалисты по вооружению, средствам связи, электро - и спецоборудованию (по необходимости) - 1 на 30 машин;
-дополнительно солдаты для охраны (караул).
Минимальное количество л/с в команде – 4 человека и состав караула.
Приемщик должен иметь доверенность на получение машины, чековое требование на горючее и смазочные материалы, а при получении секретных машин - допуск соответствующей формы.
Сроки приемки машин, как правило, устанавливаются в следующих , пределах:
а) при приемке до 5 машин - до 5 суток;
б) при приемке от 6 до 15 машин - до 8 суток;
в) при приемке от 16 и более - 15-20 суток.
В каждом случае сроки устанавливает начальник, принявший решение на их прием (передачу).
При приеме машин приемщик проверяет:
а) Наличие индивидуальной документации и правильность ее заполнения:
-полноту и правильность записей в формуляре машин и всех паспортах на вооружение, средств связи и другого оборудования по всем разделам и графам;
-сличают номера агрегатов с записями в Формуляре.
б) Техническое состояние машины - осмотром без вскрытия агрегатов, запуском двигателя на месте, включением и опробованием приборов электрооборудования.
в) Состояние и правильность окраски, антикоррозийного покрытия, отсутствие коррозии на неокрашенных поверхностях деталей
г) Наличие горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей и качество их.
д) Укомплектованность машин, наличие и правильность укладки согласно комплектовочным ведомостям.
е) Наличие и состояние имущества, подлежащего приемке вместе с машиной.
Все недостатки в техническом состоянии, укомплектованности и документации, обнаруженные приемщиком, устраняются силами части, сдающей машины.
Билет 8
1. Деление БТВТ по назначению и группам эксплуатации
Деление БТВТ по назначению: БТВ и БТТ
По группам эксплуатации: БТВ делятся на Боевую и учебно-боевую
БТТ : строевая, учебно-строевая, транспортная
2. Понятие надежности машины и составляющие надежности
Под надежностью понимается свойство машин или их составных частей сохранять во времени в установленных пределах значение всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения и условий применения машин состоит из сочетаний свойств:
- безотказности,
- долговечности,
- ремонтопригодности,
- сохраняемости.
3. Порядок снабжения и списания материальных средств, выделяемых на эксплуатацию БТВТ.
Списание с учета материальных средств, снятых с вооружения, а также пришедших в негодность при испытаниях или по истечении установленных сроков эксплуатации (хранения), если они по
своему техническому состоянию не могут быть отремонтированы и использованы по прямому назначению, оформляется актами (форма 12).
Акты на списание материальных средств составляются комиссиями, назначаемыми командиром воинской части, а при необходимости — старшим начальником.
В состав комиссий обязательно включаются должностные лица, являющиеся специалистами по материальным средствам, подлежащим списанию.
Отпуск (выдача) материальных средств, со склада воинской части подразделениям и отдельным военнослужащим производится по накладным (форма 2) или ведомостям (форма 8), выписываемым в соответствующих службах воинской части.
Передача материальных средств из одного подразделения в другое внутри воинской части (из одной воинской части в другую внутри соединения) производится на основании приказа или
распоряжения командира воинской части (соединения).
Приемщик воинской части на принимаемые материальные средства (кроме горючего и продовольствия) должен иметь доверенность (форма 57).
Передача оформляется:
- вооружения и техники, учитываемых по номерам и техническому состоянию,— актами (форма 12);
- горючего и продовольствия из одного подразделения в другое - накладными (форма 2), из одной части в другую - чековыми требованиями (форма 6);
- всех других материальных средств (кроме передаваемых с личным составом) - накладными (форма 2).
- Вооружение, техника, имущество и другие материальные средства передаются вместе с заполненными формулярами (паспортами) и актами (формы 12, 14).
Билет 9
1. Годовые нормы расхода моторесурса БТВТ
 Боевая группа – 300км и 5% резерв
 Учебно-боевая группа – 2000км и 5% резерв
 Для учебных частей: танки, БМП – 3500км; БТР – 5000 км
 Для ВВУЗ: танки – 2000км, БМП – 2500км, БТР- 4000км
2. Подготовка машин к преодолению водных преград
— предварительная подготовка, которая проводится в выжидательном районе или на коротких остановках в ходе выдвижения к водной преграде;
* окончательная подготовка, которая в зависимости от конструкции ОПВТ проводится перед исходным рубежом для форсирования или в районе герметизации;
* контроль герметизации на КТП.
Предварительная подготовка танков должна включать те работы, которые не снижают боевых возможностей танков:
* проведение технического обслуживания № 1 или № 2, при котором особое внимание уделяется обслуживанию узлов и агрегатов, оказывающих влияние на состояние машины и экипажа при переправе танков через водные преграды;
* проверку наличия и исправности всех узлов ОПВТ, инструмента и материалов, необходимых для проведения работ по окончательной подготовке танков, и укладку их на свои места;
* проверку средств внешней и внутренней связи, системы ПАЗ(пожарная автоматическая защита) и гирополукомпаса;
* смазку втулок балансиров и обмазку наружных выводов электрооборудования, щелей замков, контуров наружных окон призменных приборов наблюдения и мест их установки, где это предусматривается инструкцией по эксплуатации машины;
* проверку наличия всех крышек и пробок люков и лючков и состояние их уплотнительных прокладок, а также стопорения задраек крышки люка аварийного выхода;
* подготовку изолирующих противогазов и спасательных жилетов;
* проверку состояния и крепления уплотнений бронемаски, пушки и щели прицела;
* установку на ящиках ЗИП съемных стяжек.
В зависимости от конструктивных особенностей ОПВТ в предварительную подготовку могут включаться дополнительные операции, которые выполняются с целью сократить объем работ при окончательной подготовке танка.
Окончательная подготовка также зависит от конструктивных особенностей танка и ОПВТ и, как правило, производится согласно технологическим графикам с обязательным включением следующих работ:
* контрольный осмотр танка;
* завершение работ по герметизации танка;
* проверка качества герметизации танка замером разрежения на машинах, где этот способ применяется;
сборка и установка воздухопитающей трубы (Если движение танка к переправе невозможно с воздухопитающей трубой, то установка ее производится на КТП).
На третьем этапе основная часть работ производится группой контроля герметизации на КТП
3. Последовательность проверки состояния машин
 Проверка индивидуальной документации, анализ сведений о состоянии образца и его агрегатов.
 Внешний осмотр образца, его систем, узлов, агрегатов и механизмов;
 Проверка эксплуатационных регулировок;
 Проверка контрольно - измерительных приборов образца;
 Запуск двигателя и проверка работы агрегатов и узлов образца на месте;
 Проверка технического состояния агрегатов и узлов, систем и приборов в движении – контрольным пробегом;
 Проверка технического состояния агрегатов и узлов специальными приспособлениями;
 Проверка укомплектованности ЗИП, экипировки и брезента.
Билет 10
1. Мероприятия обеспечивающие надежность силовой установки БТВТ
 Пуск двигателя необх. выполнять выполнив разогрев, строго выполнять порядок разогрева, запуска, прогрева и подогрева двигателя.
 Не допускать пуска двигателя если его работа будет менее 30 мин
 Постоянно контролировать работу по КИП и сигнальным лампам
 Необходимо учить МВ, что уменьшит подачи топлива или переход на низшие передачи, так как это приводит к снижению нагрузки на двигатель
 Осуществлять качественное обслуживание, соблюдать периодичность
2. Нормы времени для проведения КО, ЕТО, ТО-1, ТО-2
Марка машины
КО
ЕТО
ТО-1
ТО-2
период. км
продолж.
период. км
продолж.
Т-80
10-15 мин
(выезд)
15-20
(привал)
2,5-3ч
2000
9,5-11
4000
14-16
Т-72Б
4-4,5ч
2000-2200
7,5-9
4000-4200
12-15
БТР-80
1,5
2000
2
6000
7-9
БМП-2
3
2500-2600
6
4800-5000
10
3. Периодичность проверки вооружения, боевой и другой техники должностными лицами полка
 Командир полка – не реже двух раз в год;
 ЗКП по вооружению – не реже одного раза в три месяца;
 Начальник БТ службы – осматривает поступающие и отправляемые из части БТВТ;
 Командир батальона – один раз в три месяца;
 ЗКБ по вооружению – не реже одного раза в месяц(100% машин);
 Командир роты – проверяет содержание и боевую готовность машин, их подготовку перед каждым выходом на учения или занятия, а также их наличие по возвращению в парк;
 ЗКР по вооружению – обязан проверять состояние машин, выпускаемых из парка , и по их возвращении. Не реже одного раза в месяц проверять 100% машин роты;
 Командир взвода – не реже одного раза в две недели проверять 100% машин своего взвода;
 Специалисты родов войск и служб осуществляют проверку в соответствии с утвержденным командиром полка планом-графиком.
11 Билет
1 Условия эксплуатации ходовой части БТВТ
Ходовая часть различных объектов БТВТ эксплуатируется в сложных условиях. Она подвержена воздействию абразивных частиц, поэтому узлы и агрегаты выходят из строя чаще и требуют более тщательного осблуживания.
Перед выездом техники из парка следует проверять все составные части БТВТ.
2 Периодичность проведения КО, ЕТО, ТО1.2 установлена следующая периодичность обслуживания: а) контрольный осмотр перед выходом и на коротких остановках; б) ежедневное обслуживание после каждого выхода; в) первый технический осмотр через 25...30 часов работы двигателя; г) второй технический осмотр через 50...60 часов работы двигателя. Контрольный осмотр танка (производится перед каждым выходом и на коротких остановках на марше; продолжительность обслуживания 15...20 минут) Ежедневное обслуживание танка (производится после каждого выхода; продолжительность обслуживания 2...4 часа)
3 Суточный наряд по парку и его обязанности. Документация дежурного по парку и начальника КТП
Суточный наряд по парку (дежурный по парку, дневальные, механики-водители (водители) дежурных тягачей) назначается для поддержания внутреннего порядка в парке, обеспечения сохранности вооружения, военной техники и другого военного имущества в парковых помещениях и на других объектах, находящихся в зонах N 2 и 3, в период, когда они не охраняются караулом, для контроля за входом в парк (выходом из парка) личного состава, вооружения и военной техники, а также эвакуации их и другого военного имущества или принятия других мер в случае возникновения (угрозы возникновения) пожара либо иных чрезвычайных ситуаций.
Дневальный выставляется дежурным по парку у входа в парк, а после вскрытия зон N 2 и 3 и до их сдачи под охрану караула - также на территории указанных зон.
Документация дежурного по парку: а) на доске документации под стеклом: инструкция дежурному по парку; инструкция дневальному по парку; инструкция водителю (механику-водителю) дежурного тягача; инструкция по мерам пожарной безопасности; распорядок работы в парке; образцы пропусков в парк; образцы удостоверения водителя (механика-водителя) машины; образцы записей в военном билете (о прохождении доподготовки и допуске к управлению машиной данной марки, о присвоении классной квалификации водителя, о переподготовке водителя на другую марку машины); образец удостоверения о допуске водителя к управлению грузовым автомобилем, оборудованным для перевозки личного состава; образец удостоверения водителю транспортного средства, оборудованного специальными звуковыми и световыми сигналами; образцы правильно оформленных путевых листов (лицевая и оборотная стороны); образцы пропусков на право эксплуатации транспортных, легковых и грузовых автомобилей в предвыходные, выходные, праздничные дни и в ночное время (с 18.00 до 6.00), а также на расстояние свыше 200 км; образцы подписей (командира части и его заместителя по вооружению, начальников бронетанковой и автомобильной служб, начальника КТП); схема закрепления территории парка за подразделениями для уборки; б) на доске документации со шторками: схема парка; план вывода техники при объявлении тревоги; в) в сейфе (металлическом ящике) для документов: «Книга вскрытия парковых помещений, боевых и строевых машин»; «Книга выдачи ключей от замков зажигания и люков машин, помещений и ворот парка»; «Журнал выхода и возвращения машин», «Книга приема и сдачи дежурства»; наряд на использование машин; таблица позывных телефонных станций и должностных лиц; описи имущества и оборудования, передаваемой при сдаче дежурства; образцы оттисков печатей для опечатывания помещений парка и машин; папка с документацией, в которой содержится: выписки из приказов командира части о внутреннем порядке и распорядке работы в парке; о назначении личного состава для несения службы дежурным по парку; о назначении старших машин; о назначении водителей для перевозки личного состава и взрывоопасных грузов; о назначении должностных лиц, ответственных за вскрытие и сдачу под охрану объектов парка; о всесторонней проверке водителей; инструкция дежурному по парку при объявлении тревоги; порядок опечатывания хранилищ, складов, машин, хранящихся на открытых площадках, и сдачи их под охрану дежурному по парку и караулу; перечень помещений, складов, открытых стоянок и сооружений, сдаваемых под охрану караулу; инструкция по проверке охранной и охранно-пожарной сигнализации; инструкция дежурному по парку при пролете иностранных спутников и получении сигналов о воздушном нападении, химической и другой опасности.
12 Билет
1 Основные нормы расхода топлива для БМП 2 Нормы заправки систем, агрегатов и узлов: Общая вместимость топливных баков, л 462 Расход топлива и масла, запас хода по топливу: 1. Средний расход топлива на 100 км пути, л:
- при движении по шоссе 77-84 - при движении по сухой грунтовой дороге 80-112 2. Средний расход топлива за 1 час работы двигателя, л: - при движении по шоссе 31-38 - при движении по шоссе 28-40 3. Средний расход масла на 100 км пути, л 2,8 4. Запас хода по топливу, км: - при движении по шоссе 550-600 - при движении по сухой грунтовой дороге 400-570
2 Особенности эксплуатации БТВТ в зимних условиях Эксплуатация машины в зимних условиях существенно отличается от эксплуатации в летних условиях и характеризуется в основном низкими температурами окружающего воздуха и наличием снежного покрова. Зимние условия эксплуатации машины определяются температурой окружающего воздуха от +5°С и ниже. Из всех агрегатов влиянию низких температур наиболее подвержены двигатель, коробка передач и их системы, а также аккумуляторные батареи. Основные трудности возникают при пуске двигателя. Его надежный пуск возможен только при определенном тепловом состоянии, которое обеспечивается разогревом остывшего двигателя и поддержанием его в разогретом состоянии в течение всего времени стоянки машины, если этого требует обстановка. Для прогрева системы управления машиной необходимо во время прогрева двигателя несколько раз с выдержкой 20-30 с выжать и отпустить педали главного фрикциона и остановочных тормозов. Признаком, свидетельствующим о готовности системы управления машиной к работе, является отсутствие падения давления масла (по манометру) в системе смазки при выжиме педали главного фрикциона или педали остановочных тормозов.
3 Какие машины запрещено ставить на длительное хранение, а какие в первую очередь ставятся. Машины, которые не планируется использовать по назначению более месяца, поступают на хранение. В зависимости от длительности перерыва в использовании машин по назначению устанавливаются два вида хранения: - кратковременное (до одного года); - длительное (более одного года). На кратковременное хранение ставятся машины, которые планируется ежегодно использовать в соответствии с планом боевой подготовки части. На длительное хранение ставятся машины, как правило, новые или капитально отремонтированные. По особому указанию на длительное хранение могут ставиться машины боевой группы, которые ранее находились на кратковременном хранении. Запрещается ставить на длительное хранение машины, прошедшие средний ремонт. Новые или капитально отремонтированные машины, полученные непосредственно с заводов, становятся на длительное хранение в первую очередь взамен машин, имеющих наименьший запас хода.
13 билет
1Вопрос .ГАРАНТИЙНЫЕ И МЕЖРЕМОНТНЫЕ СРОКИ Т-72 ПОСЛЕ КР
. Гарантийные и межремонтные ресурсы для нового танка Т-72Б - Гарантийный – 5000 км - До СР – 8000 км - От СР до КР – 6000 км - Всего – 14000 км
2 вопрос. Мероприятия обеспечивающие надежность трансмиссии
Необходимо :
 Проверить крепление узлов и агрегатов и нет ли течи масла через уплотнения устройств
 Проверить количество масла и дозаправить до норм
 Проверить и регулировать приводы управления смазывать шарниры
 Проводить качественное обслуживание фильтров
 При трогании с места следует правильно выбирать передачи в зависимости от хар
 Запрещается держать сцепление длительное время в выкл состоянии
 Не допускать резкого ускорения или замедления движения машины
 Избегать резких поворотов на крутых подъемах , спусках и косогорах
 Соблюдать правила буксировки , застревания и неиспрв
 В зимних условиях производить двойную откачку масла из БКП при посл машин на хранение
3 вопрос .Схема порядка разработки и заполнения документов при эксплуатации БТВТ
14 билет
1 вопрос 1. Деление БТВТ по назначению и группам эксплуатации 1. Деление БТВТ по назначению и группам эксплуатации Деление БТВТ по назначению: БТВ и БТТ По группам эксплуатации: БТВ(Танки , БМП,БТР,БРДМ,САУ,) делятся на Боевую и учебно-боевую БТТ(БРЭМ,МТП,ПСТО) : строевая, учебно-строевая, транспортная
2 вопрос
состав комлекта опвт танка т72 К постоянно установленным узлам относятся: уплотнения корпуса, башни и шариковой опоры башни; крышка воздухопритока к воздухоочистителю; уплотнение броневой зашиты пушки; откачивающий насос; лючок перетока воды на моторной перегородке; уплотнение крыши над силовым отделением. Кроме того, в состав ОПВТ входят
спасательные жилеты и изолирующие противогазы на каждого члена экипажа. Движение танка по дну осуществляется на 1-й передаче. На монтаж съемной части ОПВТ требуется 20 мин. Для подготовки танка к ведению огня после преодоления водной преграды необходимо 1-2 мин., а для демонтажа съемной части ОПВТ и установки его в транспортное положение - 15 мин.
3 вопрос Хранение
Хранение машин – это этап эксплуатации, при котором неиспользуемые по назначению машины содержатся в специально отведенных для их размещения местах в заданном состоянии, где обеспечивается их сохраняемость и сохранность в течение установленных сроков. Хранение машин включает: – постановку машин на хранение; – содержание машин на хранении; – снятие машин с хранения. Постановка машин на хранение – это комплекс организационно-технических мероприятий по восстановлению их сохраняемости и готовности к применению.
Для машин воинской части, содержащихся на хранении, в зависимости от времени перерыва в их использовании, устанавливаются два вида хранения: кратковременное и длительное. Кратковременному хранению подлежат машины, если их использование не планируется на срок от одного месяца до одного года (для автомобильной техники от трех месяцев до одного года). Для воинских частей постоянной готовности все образцы АТ боевой и строевой групп эксплуата- ции, не используемые в течение более одного месяца, должны быть поставлены на кратковременное хранение. .
При кратковременном хранении:
КТО контр.-тех. осмотр (в парковые и парко-хозяйственные дни)
ТО № 1х (1 раз в 3 месяца)
СО (2 раз в год)
РТО (через 9-11 лет).
Длительному хранению подлежат машины, использование которых не планируется на срок один год и более
При длительном хранении:
КТО (в парковые и парко-хозяйственные дни)
ТО-1х при длительном хранении (1 раз в 6 месяцев)
ТО-2х при длительном хранении (1 раз в год)
ТО-2 с переконсервацией и контрольным пробегом (через каждые 5-6 лет)
РТО (через 9-11 лет).
Хранение машин, исходя из организационно-штатных структур воин- ских частей и их предназначения, организуется так, чтобы обеспечить своевременное и качественное приведение машин и установленного на них вооружения в готовность к боевому применению (использованию по на- значению) в установленные сроки.
БИЛЕТ 15 1 вопрос
НОРМЫ времени для проведения КО ЕТО ТО-1 ТО-2
Т-72
КТ : перед выходом, продолжительность: 15-20 минут
На привалах : 10-12 минут
ЕТО После выполнения суточного задания в конце суток боевых действий : 4-4,5 часа
ТО-1: периодичность :1600-1800 км , продолжительность 7,5-9 часов
ТО-2 периодичность :3300-3500 км , продолжительность 12-15 часов
2 ВОПРОС Условия эксплуатации силовой установки
Силовая установка – это комплекс взаимосвязанных агрегатов двига- теля и его систем, определяющий энерговооруженность машины и обеспе- чивающий функционирование ее механизмов во всех условиях использо- вания. От силовой установки прямо или косвенно зависят боевые, эксплуа- тационные и экономические качества машины. 3.1. Условия эксплуатации силовой установки Надежность силовой установки определяется совершенством ее кон- струкции, организацией эксплуатации машины и условиями работы. Усло- вия работы силовой установки машины характеризуются: частыми пусками и прогревами двигателя; переменными нагрузочными, скоростными и температурными режи- мами работы; перепадами температуры, атмосферного давления и влажности возду- ха в зависимости от места эксплуатации; запыленностью окружающего воздуха; значительными вибрациями, колебаниями и ударами однократного и многократного действия во время движения машины; неблагоприятными условиями для поддержания нормального темпе- ратурного режима работы двигателя в силовом отделении.
3 вопрос
СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ТЕКУЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Годовой план эксплуатации и выхода машин в ремонт является основным документом текущего планирования эксплуатации машин в части. Он разрабатывается на год перед началом зимнего периода обучения в двух экземплярах, подписывается начальником штаба и заместителем командира части по вооружению и утверждается командиром части. Один экземпляр плана находится в части, а другой направляется в техническую часть соединения для составления сводного годового плана эксплуатации и выхода машин в ремонт.
Основные принципы разработки годового плана эксплуатации и выхода машин в ремонт:
- обеспечение нормальных условий для боевой подготовки личного состава (на вождение выделяется 1 машина на 2–3 обучаемых);
- использование учебно-боевых машин планировать так, чтобы большая часть их имела запас ресурса для совершения маршей на большое расстояние;
- расход моторесурсов в пределах годовых норм расхода;
- обеспечение равномерного выхода машин в ремонт в течение года (в части не более одной машины в месяц);
- более интенсивная эксплуатация машин, которые имеют наименьший ресурс до очередного ремонта;
- исключение одновременного достижения машинами боевой группы неснижаемого ресурса.
Исходными данными для разработки плана являются:
- данные о наличии, техническом состоянии и запасе хода БТВТ;
- годовые нормы расхода моторесурсов;
- межремонтные сроки работы БТВТ;
- установленные сроки пребывания машин в среднем ремонте.
В годовом плане эксплуатация машин планируется по периодам обучения.
В нем перечисляются все машины в порядке принадлежности к группам эксплуатации и подразделениям с указанием марки, номера и запаса ресурса до очередного ремонта к началу учебного года. Работа машин планируется по месяцам, группам и маркам машин в пределах установленного для них межремонтного ресурса.
16 билет 1 вопрос
норма расхода топлива на бтр-80
Расход топлива при смешанном цикле:60..130 л/100 км Расход топлива на трассе:48 л/100 км
2 вопрос
Периодичность проведения КО ТО ЕТО ТО-1 ТО-2
КТ : перед выходом, продолжительность: 15-20 минут
На привалах : 10-12 минут
ЕТО После выполнения суточного задания в конце суток боевых действий : 4-4,5 часа
ТО-1: периодичность :1600-1800 км , продолжительность 7,5-9 часов
ТО-2 периодичность :3300-3500 км , продолжительность 12-15 часов
3 ВОПРОС массовое хранение БТВТ
ВАЖНОЕ: Для объектов БТВТ в массовом количестве находящихся на хранении, наиболее перспективной является технология с применением осушенного воздуха (с относительной влажностью 40 – 60 %). Комплексы группового хранения выполняются в виде группы замкнутых объемов (тентовых гермоукрытий), либо в виде технологических линий.
При массовой постановке БТВТ на длительное хранение в воинских частях, когда имеющиеся силы и средства не обеспечивают выполнение всего объема работ в течение одного года, планируется их поэтапное вы- полнение. К первоочередным работам на машинах относятся: – чистка и мойка машин снаружи и внутри; – проверка функционирования основных узлов, механизмов, агрегатов и систем; 16 – заправка систем питания и охлаждения свежим кондиционным топ- ливом и низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, соответствующих климатическим районам эксплуатации; – консервация двигателя и вооружения; – обслуживание и зарядка аккумуляторных батарей. Во вторую очередь должны быть выполнены все остальные работы по постановке машин на длительное хранение: – проверка состояния машин с замером выходных параметров агрегатов; – проверка систем и восстановление их работоспособности; – замена ГСМ; –
выполнение работ по техническому обслуживанию машин; – восстановление лакокрасочного покрытия машин; – консервация машин.
Билет №17
1. Контроль герметичности машин.
Проверка качества герметизации методом разряжения проводится с помощью прибора для проверки герметизации (ППГУ). Повышение разряжения свыше 300 мм рт. ст. (0,4 кгс/с2) не допускается. Общее время работы двигателя при этом должно быть не более 5 мин во избежание перегрева двигателя. Предварительное время для контроля одиночной машины 0,1 часа. Контроль герметизации танка осуществляется на КТП, на котором может находиться один из заместителей командиров рот по вооружению, 1–2 специалиста-ремонтника ОТО или ремонтной роты. На КТП внешним осмотром проверяется состояние уплотнений, правильность укладки буксирных тросов, наличие пробок и крышек люков днища, закрываются крышки люков уплотнения силового отделения.
2. Годовые нормы расхода моторесурсов бронетанкового вооружения и техники в мирное время.
Боевая
Учебно боевая
Танки
300
2000
БМП
300
2500
БТР
1100
4000
БРЭМ
500
2400
3. Порядок допуска личного состава в парк к машинам, выхода и возвращения машин, обслуживание машин и сдачи их дежурному по парку.
Личный состав для работы и занятий допускается:
− в зону No 1 – под руководством командиров подразделений, вооружение и техника которых размещены в указанной зоне;
− в зону No 2, 3 – в соответствии с требованиями ст. 378 Устава внутренней службы ВС РФ. Военнослужащие полка, проходящие службу по контракту, допускаются в парк в установленное время по удостоверениям личности.
Сержанты и солдаты, прибывающие в парк в одиночном порядке, допускаются в парк по военным билетам с разрешения помощника командира части по МТО.
Экипажи (водители), прибывающие для вывода машин, допускаются в парк по предъявлении путевых листов.
Лица, не входящие в состав полка, допускаются только по разовым пропускам, и в сопровождении специально назначенного военнослужащего.
При допуске личного состава в парк дежурный по парку проверяет реальное наличие личного состава подразделения и делает об этом запись в “Книге учета личного состава, допущенного в парк”, а при убытии личного состава из парка после проверки делает отметку об убытии.
ПОРЯДОК ВЫХОДА МАШИН ИЗ ПАРКА И ВОЗВРАЩЕНИЯ ИХ В ПАРК
Заявка на использование ВВТ, Наряд на использование машин, утверждение нарда командиром части, выписка путевых листов, инструктаж командиром части.
Дежурный по парку допускает МВ (водителей) в парк, выдает ключи от замков зажигания и люков машин
Командир подразделения (ст. техник, ЗКВ) проверяет готовность машины и подписывает путевой лист
Водитель (механик-водитель) предоставляет машину на проверку начальнику КТП (на площадке для проверки технического состояния)
Начальник КТП проверяет готовность машины к выходу, внешний вид водителя, наличие необходимых документов – подписывает путевой лист
Дежурный по парку сверяет путевой лист с нарядом, лично проверяет показания спидометра, сверяет показания спидометра с записью в путевом листе, проверяет наличие у водителя документов, оформляет журнал выхода и возвращения машин, проставляет в путевом листе фактическое время убытия и свою подпись – дает команду дневальному на выпуск машины из парка
ПОРЯДОК ВОЗВРАЩЕНИЯ МАШИН В ПАРК
Старший машины – делает запись в путевом листе, о времени и месте отпуска машины, показания спидометра и ставит свою подпись
Механик-водитель (водитель) - докладывает дежурному по парку о прибытии и представляет путевой лист.
Дежурный по парку - лично проверяет и записывает показания спидометра в путевой лист, проставляет время прибытия машины, делает запись в «Журнале выхода и возвращения машин», проверяет соответствие данных путевого листа фактическому расстоянию по схеме маршрутов.
Начальник КТП проверяет техническое состояние машин и делает отметки в путевом листе
Дежурный по парку дает указания механику- водителю о проведении ТО дает разрешение дневальному запустить машину в парк
Командир подразделения - организует ТО, ставит машину на стоянку.
Механик-водитель (водитель) - оформляет путевой лист и сдает его командиру подразделения .
Командир подразделения - проверяет правильность оформления путевого листа, сдает хранилище дежурному по парку.
Механик-водитель (водитель) - сдает ключи от машины дежурному по парку.
Билет №18
1. Условия эксплуатации трансмиссии БТВТ.
Переменный режим работы
Вибрационные и большие динамические нагрузки
Работа в условиях большой запыленности и влажности воздуха
Колебания температур наружного воздуха.
2. Мраки применяемых масел для трансмиссий БТВТ.
ТСЗП-8 (МТ-8п)
Обозначение букв марок масел
А – масла для карбюраторных двигателей;
М – моторное;
Д – масла для дизельных двигателей;
Т – трансмиссионное.
Цифра – вязкость масла при температуре 100 °С.
3. Определение и виды парков. Технологический процесс обслуживания машин в постоянном парке.
Парком называется территория, оборудованная для хранения, технического обслуживания, ремонта и приведения в готовность к боевому применению (использованию) вооружения и военной техники.
Парки могут быть постоянные и полевые.
Постоянные парки оборудуются в местах постоянного размещения частей и на полигонах (в лагерях).
Полевые парки организуются и оборудуются при временном расположении воинских частей в полевых условиях. Они представляют собой территорию с естественной и искусственной маскировкой, пригодную для скрытного размещения, обслуживания и ремонта ВВТ.
В состав линии технического обслуживания (ЛТО) входят:
− пункт предварительной очистки;
− пункт заправки;
− пункт чистки и мойки;
− пункт (площадки) ЕТО;
− ПТОР.
Билет №19
1. Особенности эксплуатации БТВТ в летних условиях.
Летний период эксплуатации машин определяется температурой наружного воздуха. Переход на летний период осуществляется при среднесуточной температуре выше +5 °С. Особенностями эксплуатации машин в летних условиях являются:
Устойчивая положительная температура воздуха; сильная запыленность местности, чрезмерное загрязнение после выпадения осадков.
2. Какие марки моторных масел (основные и дублирующие) применяются при эксплуатации танка Т-72Б.
Моторное масло М-16 ИХПЗ (М-16 п)
Трансмиссионное масло ТСЗП-8 (МТ-8п)
3. Технологический процесс обслуживания машин в полевом парке.
Полевой парк состоит из участков для размещения подразделений. В нем оборудуются:
1 — контрольно-технический пункт; 2 — площадка для дежурных тягачей; 3 — площадка осмотра и очистки ВВТ после возвращения; 4— склад горючего и смазочных материалов: 5—пункт заправки; 6 — площадка для ВВТ ожидающих технического обслуживания и ремонта: 7—площадка технического обслуживания и ремонта; 8 — склад ВТИ; 9 — участок ремонтного подразделения; 10 — площадка для складирования металлолома; 11—площадка для проверки ВВТ перед выходом;12—площадка для инструктажа водителей (механиков-водителей) и старших машин: 13— место для отдыха (курения); 14— участок подразделения тыла; 15— участки боевых подразделений
Билет №20
1. Условия эксплуатации электрооборудования и специальных сисем БТВТ
Повышенная влажность, запыленность, конденсация паров влаги
2. Деление ЗИП на группы
1) Индивидуальный (на каждой машине)
2) Эксплуатационный (один комплект на 10 машин на складе)
3) Групповой ( один комплект на 30 машин на складе)
3. Элементы стационарного парка, их назначение, взаимное расположение и оборудование.
В парке оборудуются:
• Котрольно-технический пункт (КТП);
• Пункт предварительной очистки;
• Пункт заправки ГСМ;
• Пункт чистки и мойки машин;
• Пункт ежедневного технического обслуживания;
• Пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР);
• Водогрейка;
• Аккумуляторная зарядная станция;
• Стоянки машин (открытые и закрытые);
• Отапливаемое помещение для дежурных тягачей (АТ, БТ);
• Складские помещения для хранения бронетанкового, автомобильного и другого технического имущества, а также снятого с машин оборудования.
Контрольно-технический̆ пункт предназначен для размещения лиц суточного наряда по парку и начальника КТП, контроля технического состояния выходящих из парка и возвращающихся в парк машин, проверки наличия и правильности оформления путевой документации и документов у водителей (механиков-водителей), организации и несения внутренней службы в парке, а также для контроля за прибытием личного состава (подразделений) в парк и при- ведением ВВТ в готовность к использованию по назначению и выводу из парка по тревоге.
КТП размещается у основного (главного) выезда из парка и включает: здание, совмещенное с проходной; площадку для проверки технического состояния машин перед выходом из парка и при возвращении в парк; выездные и въездные ворота.
В здании КТП оборудуются:
− помещение для дежурного по парку;
− помещение для начальника КТП;
− помещение для отдыха наряда по парку;
− помещение для водителей дежурных тягачей;
− класс безопасности движения, инструктажа водителей, старших машин и наряда по парку;
− проходная.
Пункт предварительной очистки предназначен для очистки и мойки ходовой части и корпуса гусеничных машин. Он оборудуется перед въездом в парк и, как правило, состоит из: поста предварительной отчистки, поста обдувки.
Пункт заправки предназначен для заправки машины фильтрованным горючим и маслом закрытой струей, выдачи смазок. Он размещается на пути движения возвращающихся в парк машин от КТП к пункту чистки и мойки.
Пункт заправки оборудуется:
− заглубленными резервуарами для расходного запаса горючего и моторных масел
− топливо и маслораздаточными колонками;
− площадками для заправляемых машин;
− служебным зданием;
− заправочным инвентарем;
− пожарным инвентарем и оборудованием;
− молниезащитным устройством и защитой от статического электричества;
− сборником топлива и масел, ливневых и талых вод, загрязненных нефтепродуктов.
Пункт чистки и мойки предназначен для внутренней чистки, окончательной наружной мойки ВВТ и их обдувки.
Размещается на пути движения ВВТ по ЛТО за пунктом заправки. Он состоит из:
поста внутренней очистки и поста чистой мойки.
Пункт (площадка) ежедневного технического обслуживания (ПЕТО) предназначен для проведения ЕТО ВВТ в полном объеме после их использования, а также для выполнения мелких сварочных и малярных работ. Он размещается после пункта чистки и мойки в закрытых отапливаемых зданиях или на открытых площадках под навесом.
Закрытые отапливаемые ПЕТО оборудуются в парках учебных в/ч, парках учебных центров (лагерей), парках военно-учебных заведений и им равных в/частей с большим количеством машин постоянного использования. В парках других в/частей, как правило, оборудуются площадки ЕТО.
Для воинских частей, имеющих на вооружении гусеничные и колесные машины, в ПЕТО оборудуются участки для обслуживания колесных и гусеничных машин. Участки должны быть максимально унифицированы и обеспечивать обслуживание как гусеничных, так и колесных машин.
Минимальное количество машино-мест на ПЕТО должно быть:
в отдельном батальоне (дивизионе) - 4;
в мотострелковой (танковой) бригаде и в/ч им равных - 8;
в военно-учебных заведениях и учебных частях - 16.
Пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР) постоянного парка предназначен для проведения работ всех видов ТО и Р ВВТ части в соответствии с нормативно-технической документацией (НТД). Он размещается на территории парка в конце линии технического обслуживания (ЛТО), как правило, после ПЕТО или на одном уровне с ним.
ПТОР включает участки ТО и ТР гусеничных машин, ТО и ТР колесных машин, ТО И ТР РАВ, специализированные участки, поточную линию технического обслуживания колесных машин, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения.
Минимальное количество постов на участках ТО и ТР машин ПТОР должно быть:
в отдельном батальоне (дивизионе) - 2;
в мотострелковой (танковой) бригаде - 4;
в ВВУЗ и учебных частях - 6.
Аккумуляторные (кислотная и щелочная) предназначены для хранения, обслуживания и ремонта АБ, их заряда и проведения КТЦ, а также для приготовления и хранения необходимых запасов электролита. Они, как правило, размещаются в отдельном здании.
Аккумуляторные размещаются в отдельном здании. В них оборудуются рабочие и вспомогательные помещения или специальные участки (места) для следующих целей:
проверки состояния АКБ при приеме и выдаче из аккумуляторной;
обслуживания, ремонта и заряда АКБ
установки основных и резервных зарядных агрегатов, контрольно-распределительных и зарядно-разрядных устройств;
приготовления дистиллированной воды и электролита;
хранения АКБ, предназначенных для резервных и буферных групп;
хранения и подзаряда малыми токами АКБ, снятых с загерметизированных ВВТ, находящихся на хранении, а также батарей, снятых со всех ВВТ при температуре окружающего воздуха ниже - 30 °С;
хранения и своевременного приведения в рабочее состояние сухозаряженных АКБ;
хранения необходимых запасов электролита, дистиллированной воды, химикатов, а также средств доставки АКБ в подразделения (тележки, прицепы).
Стоянки машин (открытые и закрытые) Места хранения (стоянки) ВВТ постоянного парка предназначены для размещения и хранения исправных и обслуженных ВВТ.