Философия ответы к основным вопросам тестов онлайн

Функция философии формировать целостную систему взглядов человека на мир называется
V мировоззренческой
практической
теоретической
критической
аксиологической


Миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем выполняет … функция философии.
гносеологическая
эвристическая
V мировоззренческая
методологическая


Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется
мировоззренческой
теоретической
критической
практической
V прогностической


… функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.
V Прогностическая
Познавательная
Эвристическая
Аксиологическая


Функция философии выявлять наиболее общие законы природы и общества называется
практической
V теоретической
мировоззренческой
прогностической
критической


Гносеологическая функция философия состоит в том, что философия
способствует приобщению человека к культурным ценностям
помогает человеку понять смысл своей жизни
прогнозирует общее направление развития общества
V накапливает, обобщает и транслирует новое знание


Гуманистическая функция философии состоит в ее предложении
V совершенствовать и возвышать человека
любить человека таким, каков он есть
считать, что человек превыше всего
радикально изменить природу человека
полагать права человека выше прав народов


Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет … функцию.
V гуманистическую
прогностическую
методологическую
аксиологическую


В высказывании Платона «Под действием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о … функции философии.
эвристической
гносеологической
методологической
V гуманистической


Аксиологическая функция философии состоит в том, что она
V способствует формированию у человека представлений об основных ценностях
разрабатывает категориальный аппарат частных наук
накапливает и транслирует новое знание о мире
разрабатывает общетеоретическую модель социума

Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли
Фалес и Анаксимен
V Платон и Аристотель
Парменид и Зенон
Левкипп и Демокрит


Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является
Аристотель
Платон
V Зенон Элейский
Сократ


Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был
Платон
Сократ
V Пифагор
Аристотель


Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ –
Зенон Элейский
V Платон
Фалес
Ксенофан


Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла
в Древнем Риме
с возникновением христианства
с появлением первых людей
V в Древней Греции


Античная философия включает в себя ... философию.
V древнегреческую и древнеримскую
только древнегреческую
только древнеримскую
древневосточную


Античная философия включает в себя ... философию.
только древнеримскую
древневосточную
только древнегреческую
V древнегреческую и древнеримскую


Первоначалом сущего считал огонь
V Гераклит
Анаксимандр
Протагор
Сократ
Демокрит


Первоначалом сущего считал воду
V Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Гераклит
Демокрит


Первоначалом сущего считал воздух
Гераклит
Фалес
Анаксимандр
V Анаксимен
Демокрит


Первоначалом сущего считал атомы
V Демокрит
Фалес
Гераклит
Анаксимен
Анаксимандр


То, что вода является первоначалом , утверждал
Анаксимандр
Парменид
Гераклит
V Фалес


Идея тождества бытия и мышления принадлежит
Демокриту
V Пармениду
Гераклиту
Сократу


То, что первоначалом является огонь, утверждал
Фалес
Анаксимен
V Гераклит
Зенон


Понятие «Логос» ввел в философию
Гераклит
V Фалес
Платон
Диоген


Изречение «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» принадлежит
Фалесу
V Гераклиту
Демокриту
Анаксимену
Гераклиду


Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – это ...
V Фалес
Ксенофан
Зенон Элейский
Платон


Согласно Пармениду бытие есть
V то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо
чувственно-воспринимаемый мир
процесс непрерывного изменения и становления


Элеаты утверждают, что изменение невозможно
физически
логически
V реально


Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию древнегреческий философ
V Парменид
Гераклит
Аристотель
Демокрит


Первая древнегреческая философская школа –
V Милетская
Элейская
Пифагорейцы
Мегарская школа
Школа киренаиков


Первым обратился к онтологической проблематике
V Парменид
Эмпедокл
Платон
Аристотель


Первых греческих философов интересовала прежде всего проблема
V первоначала космоса
человека
законов истории
построения идеального государства
метода познания


Автор изречения «Все течет и все изменяется»
V Гераклит
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Пифагор


Рационалистическая нерелигиозная философия берет начало в Древней
V Греции
Китае
Индии
Риме
Японии


Открытие двух видов бытия – "мира идей" и "мира вещей" – принадлежит
Пифагору
V Платону
Аристотелю
Протагору


Античный философ … связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.
Аристотель
Парменид
V Сократ
Платон


Слово "диалектика" для обозначения искусства вести спор впервые применил
Гераклит
Платон
Аристотель
V Сократ


Выдающийся ученый и мыслитель Античности, создатель "Ликея" –
Эпикур
V Аристотель
Платон
Демокрит


Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как
дуализм
гуманизм
V объективный идеализм
субъективный идеализм


Основными представителями классического периода Античной философии были
софисты и Сократ
эпикурейцы, стоики, скептики
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
V Платон и Аристотель


Автор изречения «Платон мне друг, но истина дороже»
V Аристотель
Демокрит
Диоген
Пиррон
Эпикур


Высказывание «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» принадлежит
Платону
V Сократу
Аристотелю
Диогену


В философии Платона Демиург творит космос в соответствии с
идеями, которые содержатся в нем самом
V вечными и неизменными образцами
тем, что представляет ему сила необходимости


Учение о познании как припоминании принадлежит
V Платону
Аристотелю
Пифагору
Сократу


Учение о двух мирах: мире вещей и мире идей принадлежит
Демокриту
Гераклиту
Аристотелю
V Платону


В философии Аристотеля основой и начальным моментом познания является
опыт
наука
V чувственное восприятие
искусство
рассудок
разум


Античный философ, который связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма – это
V Сократ
Парменид
Платон
Аристотель


Создателем учения об «идеальном государстве» был
V Платон
Аристотель
Сократ
Пифагор


Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем
Демокрита
Гераклита
Платона
V Сократа


С именем Аристотеля связано построение
V теории логики
учения о мире идей
учения о числе
«критики чистого разума»
римской империи


Истинное бытие по Платону – это
V мир эйдосов (идей)
мир чувственно-воспринимаемых вещей
мир человеческой души
космос


Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в
V Афинах
Спарте
Дельфах
Эретрии


Выражение «Душа – это первая энтелехия естественного тела» принадлежит
Аристотелю
Канту
V Платону
Эмпедоклу


То, что познание бытия тождественно познанию начал и причин, утверждал
V Аристотель
Платон
Кант
Гераклит


Философия возникла в
V античности
V средние века
эпоху Возрождения
новое время
ХХ веке


Школой древнеиндийской философии является
даосизм
конфуцианство
V веданта
неоплатонизм


Основатель даосизма
V Лао-Цзы
Кун-Цзы
Мо-Цзы
Хань Фэй
Шан Ян

Особенностью средневекового стиля мышления является
космизм
антропоцентризм
диалектика
V теоцентризм


Теоцентризм – мировоззрение, исходящее из представления о главенстве
V Бога
космоса
человека
науки
техники


Креационизм – это концепция, утверждающая, что Бог создал мир из
V ничего
материи
воды
воды, земли, огня, воздуха


Основной чертой философии Средних веков является
антропоцентризм
космоцентризм
V теоцентризм
сциентизм


Теоцентризм – это тип философского мировоззрения, полагающего в качестве бытия и субъекта
природу
космос
человека
V Бога


Мировоззрение мыслителей Средневековья формировалось под влиянием
буддизма
пантеизма
V христианства
марксизма


Средневековая философия была «служанкой»
V богословия
науки
политики
техники
искусства


Учение о сотворении мира Богом из ничего называется
индетерминизмом
томизмом
V креационизмом
провиденциализмом


Выдающимся представителем этапа патристики является
Р. Бэкон
V Августин Аврелий
Ф. Аквинский
У. Оккам


В "Исповеди" Августина впервые поднимается вопрос о
возможности построения идеального государства
познании мира
V свободе воли человека
соотношении бытия и небытия


Философ Августин принадлежит к этапу развития Средневевековой философии
схоластика
апологетика
неоплатонизм
V патристика


Самое известное произведение св. Августина называется
«Молитва»
«Крещение»
V «Исповедь»
«Великий Пост»


Проблема поиска источника зла в философии Средних веков получила название
теоцентризм
V теодицея
провиденциализм
персонализм


Согласно христианскому учению, познание Бога необходимо для
V спасения
власти
счастья
удовольствия


Основу средневековой онтологии составляет концепция
равновесия
развития
самодвижения
взаимодействия
V творения


Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, т.е. общих понятиях, разделили их на два основных лагеря –
V реалистов и номиналистов
диалектиков и метафизиков
эмпириков и рационалистов
монистов и дуалистов


Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность
совпадают в природных явлениях
совпадают в человеке
никогда не совпадают
V совпадают в Боге


Пять доказательств бытия Бога сформулировал
Ансельм Кентерберийский
Аврелий Августин
V Фома Аквинский
Альберт Великий


Онтологическое доказательство бытия Бога разработал
V Ансельм Кентерберийский
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Альберт Великий


Проблема универсалий разрабатывалась в период развития философии Средних веков
патристика
V схоластика
апологетика
неоплатонизм


Термин «универсалия» означает
V общее понятие
вещь
предмет
мир в целом


Согласно номинализму подлинной реальностью обладает(-ют)
V единичные вещи
общие понятия
универсалии
мир идей


Согласно реализму подлинной реальностью обладают
единичные вещи
V общие понятия
образы вещей
категории


Самой авторитетной в средневековой Европе являлась
логика
онтология
гносеология
этика
V теология

Время возникновения культуры Возрождения – … век.
XV
V XIV
XIII
XVII


Один(-на) из предпосылок возникновения Возрождения –
высокий уровень урбанизации
активная деловая жизнь
V широкая система образования
авторитет католической церкви


Благородство человека, согласно гуманистам эпохи Возрождения, определяется
V личными заслугами
происхождением
социальной принадлежностью
заслугами перед Богом


Возрождение как движение в европейской культуре возникает в
Англии
V Италии
Франции
Германии


Человек объявлен главной и высшей ценностью в философии
V XX века
античности
средневековья
Ренессанса
нового времени


Эпоха частичного восстановления идеалов античной культуры есть эпоха
Просвещения
Реформации
V Возрождения
Нового времени
Средневековья


Для эпохи Возрождения характерен
бихевиоризм
антропоцентризм
антропофобия
нигилизм
V гуманизм


Родина европейского Возрождения –
Англия
Франция
V Италия
Германия
Греция


Хронологические рамки эпохи Возрождения – … века.
X –XIV
XI – XIII
XIII – XVII
V XV –XVI
XVI – XVIII


Макиавелли принадлежит авторство произведения
«Государство»
V «Государь»
«Политика»
«Похвала глупости»
«Исповедь»


Правило: «Цель оправдывает средства» предложил в эпоху Возрождения
Монтень
Эразм Роттердамский
Томас Мор
V Макиавелли
Джордано Бруно


Для эпохи Возрождения характерен
теоцентризм
культуроцентризм
V антропоцентризм
природоцентризм


Ренессансные философы понимали человека как
творение Бога
творца
общественное животное
V художника


Человек и природа как единое, гармоничное целое рассматривались в эпоху
Античность
Средневековье
V Возрождение
Нового Времени


Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется
V гуманизм
теоцентризм
космоцентризм
антропоцентризм


Философия пантеизма объединяет и отождествляет
науку и религию
V Бога и природу
Бога и человека
человека и природу
индивида и общество


Философское учение, утверждающее слияние
природы и Бога
деизм
натурализм
V теизм
пантеизм


Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в
утопии «Город Солнца»
V трактате «Государь»
трактате «Левиафан»
диалоге «Государство»


В основе натурфилософии Возрождения лежит
V пантеизм
солипсизм
деизм
теизм


Движение за обновление католической церкви
секуляризация
модернизация
реставрация
V реформация
реконструкция


Главной целью Реформации XVI в. являлось(-ась)
распространение идеологии католической церкви
V преобразование католической церкви
реформация православной церковной власти
сближение католической и православной церквей


Светская мировоззренческая позиция Ренессанса, противостоящая схоластике и духовному господству церкви –
гуманизм
V космоцентризм
теоцентризм
социоцентризм
эгоцентризм


Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии
немецкой классической
средних веков
V нового времени
античности


Главной характеристикой человека философы Нового времени считали
наличие бессмертной души
способность к творчеству
V способность разумно преобразовывать мир
постигать мир в художественных образах


Основатель гелиоцентристской астрономии –
Аристотель
Кант
Птолемей
Кузанский
V Коперник


Ф. Бэкон утверждал, что главная цель науки – это
V общественная польза и улучшение жизни людей
достижение славы и власти
доказательство бытия Бога
раскрытие божественного плана


Родоначальником либерализма в философии Нового времени является
V Джон Локк
Бенедикт Спиноза
Томас Гоббс
Бернард Мандевиль


Субстанция – это …
синоним материи
исходное вещество
V нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого
основа процессов


Автор «Душа при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка»)
Лейбниц
Беркли
V Фейербах
Локк
Кант


Бэкон утверждал, что научный метод должен опираться на
V индукцию
дедукцию
синтез
аксиоматику


Согласно Ф. Бэкону, эмпирическое знание предполагает
V опыт, опирающийся на эксперимент
обособленное чувственное восприятие
интеллектуальную интуицию
логическую последовательность


Утверждение «знание – сила» принадлежит
V Бэкону
Декарту
Лейбницу
Гоббсу


Утверждение «Во всем следует сомневаться» принадлежит
V Декарту
Локку
Спинозе
Гоббсу


Декарт утверждал
V «Я мыслю, следовательно, существую»
«Я верю, следовательно, существую»
«Я существую, следовательно, мыслю»
«Я чувствую, следовательно, существую»


В своих онтологических воззрениях Декарт исходил из принципа
V дуализма
монизма
плюрализма
эволюционизма


Декарт считал, что атрибутом материальной субстанции является
V протяженность
мышление
объем
масса


Согласно Декарту, атрибутом духовной субстанции является
V мышление
эйдосы
форма
Бог


Автор изречения: «Я мыслю, следовательно, существую» –
Спиноза
Гоббс
V Декарт
Монтень
Паскаль


О естественном состоянии общества как «войне всех против всех» учил
V Гоббс
Бэкон
Декарт
Спиноза
Локк

Автор «Критики чистого разума» –
Гегель
Хайдеггер
Фейербах
V Кант


Исследованием вопросов естествознания Кант занимается в период своего творчества, который носит название
«Критический»
V «Докритический»
«Научный»
«Этический»


Кантовский вопрос «что я могу знать?» получает свой ответ в
«Критике способности суждения»
«Критике практического разума»
V «Критике чистого разума»


Априорные формы – это принципы, … опыта.
которые всецело зависят от формирующего их
V изначально независимые от
которые частично зависят от


Согласно Канту, источником наших представлений о мире является
вещь-для-нас
V вещь-в-себе
явление


В философии Канта вещь-в-себе
V непознаваема
познаваема
познается частично


В творчестве Канта выделяются периоды
V докритический и критический
идеалистический и материалистический
метафизический и диалектический
логический и практический


Согласно Канту, «логическая связь между понятиями» – это
V суждение
умозаключение
логика
связная речь


В философии Канта то, что предшествует всякому опыту и является безусловно независимым от него, называется
V а priori
аposteriori
qiudditas
ignorantia


Согласно Канту, синтетические суждения – это те, которые
обладают всеобщностью и необходимостью
V формируются на основании опыта и описывают его
полагаются в основание науки


В философии Канта рассудок судит посредством
V чистых рассудочных понятий
идей
трансцендентальных понятий


В философии Канта правила рассудочной деятельности, которые определяют нашу способность суждения – это
V основоположения
категории
априорные формы


Вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?» принадлежат
Г. Гегелю
V И. Канту
О. Конту
Дж. Локку


В философии Канта основоположение, которое показывает, что существует трансцендентальный механизм, который позволяет нам мыслить, носит название
«Субъективное единство апперцепции»
V «Трансцендентальное единство апперцепции»
«Первоначальное единство апперцепции»


Согласно Канту метафизика
V возможна как природная склонность
возможна как наука
невозможна в принципе


В философии Канта в основании человеческой нравственности лежит идея
V свободы
воли
предопределения
анархии


Разум, создающий принципы и правила морального поведения, Кант называет
«Теоретический разум»
V «Практический разум»
«Аналитический разум»
«Абсолютный разум»


Согласно Канту, «категорический императив» формулируется следующим образом – Поступай так, чтобы
V ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к ним только как к средству
твоя цель всегда могла оправдать средства
большинство твоих поступков соответствовало всеобщему законодательству


Кант предложил следующее обоснование существования Бога –
V моральное обоснование
с помощью аргумента неподвижного двигателя
онтологическое доказательство


Нравственный поступок, согласно Канту, определяется
религиозной верой
V автономной доброй волей
стремлением человека к счастью


Канту принадлежит высказывание
«Я мыслю, следовательно, я существую»
«Верую, чтобы понимать»
V «Я ограничил знание, чтобы освободить место вере»


Учение Канта о границах человеческого разума относится к
французскому экзистенциализму
немецкому материализму
английскому эмпиризму
V немецкому идеализму
итальянскому неореализму


Родоначальник немецкой классической философии
Гегель
Фихте
Шеллинг
V Кант
Шопенгауэр


Учение о непознаваемых «вещах в себе» создал
Гёте
V Кант
Фихте
Шеллинг
Гегель


Первый период философской деятельности Канта называется
идеалистический
V докритический
критический
метафизический
религиозный


Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными
К. Марксом
Декартом
V Гегелем
Аристотелем


Слова Гегеля «Разум есть душа мира» означают
V Разум есть основа всего сущего
Разум человека конструирует картину мира
За пределами человеческого разума нет иной реальности


Смысл тезиса Гегеля «Все, что разумно, действительно» –
V Все, что действительно, разумно
Все существующее разумно и тем самым оправдано
Действительность должна стать разумной, а разум способен осуществить себя
Структура мышления полностью соответствует структуре мира


Произведение «Наука логики» написано
Бэконом
Марксом
V Гегелем
Кантом
Дж. Ст. Миллем


Отчуждение – это, согласно Марксу
отпадение человека от бога
опредмечивание, объективация человеческой деятельности
V превращение результатов деятельности в самостоятельную реальность, противостоящую человеку
изъятие имущества для передачи другому лицу, организации, государству


Сознание – это, согласно Марксу,
V отражение материального мира
функция высокоорганизованной материи человеческого мозга
субстанция всего сущего
осознанное бытие, функция предметной деятельности


Марксу принадлежат слова
«Я мыслю, следовательно, существую»
«Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек»
V «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
«Рассудок предписывает законы природе»


Материалистической философии соответствует принцип
природа есть субстанция бытия
V бытие определяет сознание
основание бытия – вне предметного мира
бытие есть общественная деятельность


Закон соответствия производительных сил производственным отношениям утверждает:
производительные силы должны соответствовать производственным отношениям
производственные отношения могут не соответствовать производительным силам
V производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил
производительные силы могут не соответствовать производственным отношениям


Производственные отношения – это отношения, которые
объективны, но не материальны
материальны
зависят от сознания людей
V складываются независимо от сознания людей
нематериальны


Основой функционирования и развития общества марксисты считают
V материальное производство
производство идей
религиозное мироотношение
нравственные принципы
межличностные коммуникации


Маркс считал, что субъектом истории является
Бог
Абсолютный дух
Мировой разум
V человек
общество

Категория das Man у М. Хайдеггера характеризует отношения в мире
подлинного бытия
V неподлинного бытия
небытия


Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни
V Ницше
Бергсон
Дильтей
Шпенглер
Зиммель


Сверхчеловек Ницше – это
новый биологический вид, следующий за человеком
сильный человек, призванный господствовать над слабыми и неудачниками
V идеал философа-художника, творца новых ценностей


Общее в философии Ницше и экзистенциалистов –
мысль о вечном возвращении
идея сверхчеловека
V тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей


Экзистенция с точки зрения экзистенциализма – это … бытие человека.
V истинное, внутриличностное
природное
социальное


Экзистенциализм – это учение о
V основных модусах человеческого существования
бессознательном
происхождении Вселенной
невозможности познать мир
способах религиозной медитации


Считал, что христианство это болезнь человечества
А. Камю
К. Маркс
V Ф. Ницше
Н. Бердяев
К. Ясперс
Л. Фейербах


Представителем философии жизни является
М. Хайдеггер
Г. Гегель
V Ф. Ницше
З. Фрейд


«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал
В. Шеллинг
V Ф. Ницше
Ф. Энгельс
Г. Гегель


Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира и философии
V А. Шопенгауэра
В. Шеллинга
Г. Гегеля
И. Фихте


Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как
Вольтер, Дидро, Гельвеций
V Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Кант, Гегель, Фихте
Декарт, Спиноза, Лейбниц


Э. Гуссерль является создателем
психоанализа
персонализма
V феноменоногии
герменевтики


«Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители
феноменологии
V прагматизма
персонализма
герменевтики


«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал
А. Бергсон
К. Маркс
V Ф. Ницше
О. Конт


В бунте против абсурда видел смысл жизни человека
М. Хайдеггер
З. Фрейд
К. Маркс
V А. Камю


Сторонник волюнтаризма –
Спиноза
Декарт
V Шопенгауэр
Гоббс
Лейбниц


Проблема отчуждения и свободы является основной в
V экзистенциализме
неотомизме
неопозитивизме
критическом рационализме
структурализме


Автором книги «Закат Европы» является
V О. Шпенглер
И. А. Ильин
К. Ясперс
Н. О. Лосский
А. Камю

Основная тема, объединяющая всех русских философов, независимо от направлений –
критерии истинного знания
смысл истории
V судьба России
доказательство бытия Бога


Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться
личным интересом
V совестью
правовыми нормами
логикой


Идея всеединства — исходный пункт философии
V Соловьева
Белинского
Герцена
Писарева
Михайловского


Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал
V В. И. Вернадский
Н. Ф. Федоров
Л. Н. Гумилев
К. Э. Циолковский
Н. К. Рерих


Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется
универсализм
V космизм
консерватизм
либерализм
почвенничество


Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии –
разум
воля
V нравственность
способность к труду


Основная проблема русской религиозной философии –
бытие
свобода
познание
V всеединство


Исходным пунктом становления русской религиозной философии была
V наука
богословие
литература
практика


Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе –
V почвенники
славянофилы
западники
народничество
кадеты


Учение о бытии и сущем называется
V онтология
гносеология
антропология
аксиология


Онтология – это учение о
V бытии
познании
ценности
человеке


Онтологический плюрализм – это
V учение о множественности субстанций
концепция свободы слова
многообразие точек зрения
многообразие политических учений
учение о первооснове всего существующего


Субстанция – это
синоним материи
исходное вещество
V нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого
основа процессов


В философии под развитием понимают
любое изменение
количественное изменение объектов
V изменение качества тел, вещей, предметов
качественное необратимое, направленное изменение


Диалектика представляет собой науку о
движении предметов, явлений, процессов
связи между предметами, явлениями, процессами
V наиболее общих законах развития природы, общества, мышления
системе философских принципов, законов, категорий


Универсальная основа и единство всего существующего –
V Бытие    !!!
дух
материя
субстанция
причина


Совокупность естественных условий существования человека –
окружающая среда
общество
культура
V природа
объективная реальность


Находящееся по ту сторону физического мира и нашего чувственного опыта –
идеальное
эзотерическое
V трансцендентное
мистическое
иррациональное


Во всех учениях о времени его атрибутивным свойством признается
иерархичность
обратимость
цикличность
дискретность
V длительность


В субстанциальной концепции время определяется как внешнее условие существования материальных объектов
V смена внутренних состояний объектов
особое свойство материальных систем
последовательность наших субъективных состояний
мера движения


Философия пантеизма утверждает, что
у времени есть начало
V время вечно и бесконечно
будет конец всех времен
природа вечности трансцендентна
время совершенно не похоже на вечность


Неизменная основа предметов –
V субстанция
материя
сущность
причина
флюид


Во всех учениях о пространстве атрибутивным свойством пространства признается
бесконечность
непрерывность
дискретность
V протяженность
конечность


Тип пространственно-временных отношений, характеризующий общественный аспект человеческого бытия –
V социальный
духовно-экзистенциальный
психический
биологический
физический


Философская категория, полярно-противоположная категории «многое» –
единство
V единое
единичное
целое
отдельное


Философская категория, полярно-противоположная категории «единичное» –
V общее
многое
целое
отдельное


Философская категория, обозначающая взаимосвязь многих или разных вещей –
особенное
единичное
отдельное
V единство


Атрибутом в философии называется
совокупность всех свойств
V субстанциальное свойство
акцидентальное свойство
модус


Смысл и сущность предмета Платон называет
V идея
свойство
атрибут
качество
материя


Предзаданность Богом хода истории и человеческих судеб –
предвидение
закономерность
V предопределение
представление
свобода воли


Учение о неотвратимой предопределенности событий –
телеология
волюнтаризм
эссенциализм
V фатализм
детерминизм


Пантеизм обычно определяет человеческую свободу как
преодолевание привязанностей и обусловленности
V познанную необходимость
самоопределение человека
следование собственному выбору.


Подразделение причин на материальные, формальные, действующие и целевые произвел
Эмпедокл
Платон
Парменид
Протагор
V Аристотель


Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями природы –
мера
сущность
причинность
качество
V закон природы


Объективные законы природы и общества бывают –
V динамическими
логическими
юридическими
научными


Представление содержательной области знания в виде формальной системы, исчисления –
форматирование
формация
формирование
V формализация
формализм


Придание определенной формы –
V формирование
формация
формализация
формализм
формула


Потенциальное существование вещей, явлений, процессов –
V возможность
действительность
необходимость
случайность
вероятность


Наличная реальность в единстве сущности и существования –
вероятность
возможность
необходимость
случайность
V действительность


Связь между явлениями, обусловленная внешними, побочными факторами –
V случайность
необходимость
вероятность
возможность
закон


Однозначно обусловленная связь между явлениями, имеющая обязательно-принудительный характер –
случайность
возможность
V необходимость
вероятность
закон


Философская категория, противоположная категории необходимости в аспекте человеческого выбора –
ответственность
V свобода
возможность
случайность
вероятность


Античные материалисты преимущественно рассматривали материю как
V правещество, всеобщий вещественный субстрат
субстанциальный источник всякой энергии
скрытый носитель всех свойств и отношений
объективную реальность, данную нам в ощущениях
всеобщий виртуальный источник информации


Единство, целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений –
V конкретное
материальное
синергийное
синкретизм
отдельное


Способ существования и кооперации частей –
сумма
класс
V целое
множество
единое


Система соподчиненных классов объектов, часто представляемых в виде схем или таблиц –
V классификация
типологизация
стратификация
формализация


Простейшая, неделимая составляющая сложного объекта –
V элемент
часть
подсистема
связь
отношение


Постепенные, плавные, преимущественно количественные изменения –
прогресс
революция
развитие
V эволюция
регресс


Скачкообразное радикальное изменение социального качества –
эволюция
V революция
развитие
прогресс
регресс


Спиралевидность развития понимается как
V круговорот с возникновением нового
периодичность процессов
круговращение без новаций
отрицание прежнего качества
поступательный процесс обновления без попятных движений


Диалектическая концепция развития утверждает, что новое
V возникает и не возникает из старого
возникает из ничего
возникает из старого
складывается из разных форм старого
мир всегда один и тот же


Процесс формирования какого-либо объекта –
движение
генезис
прогресс
регресс
V становление


Сходное, повторяющееся в различных объектах –
равновесие
безразличие
покой
V тождество
закон


Любое несовпадение, неравенство, несходство –
V различие
изменчивость
неравновесность
индивидуальность
уникальность


Тождественная бытию определенность , данная через совокупность его свойств –
атрибут
количество
мера
V качество
акциденция


Прерывание постепенности и выход за границы меры –
экспликация
эволюция
эманация
V качок
экстенсификация


Безразличная к бытию внешняя определенность; степень развития –
V качество
количество
качество
инвариант
субстанция
акциденция


Учение о числе как основе бытия и организующем начале мира принадлежит
Анаксимандру
V Пифагору
Гераклиту
Платону
Аристотелю


Диалектические противоположности есть
V взаимополагающие и взаимоотрицающие стороны целого
различающиеся моменты целого
внешние противоположности
равновесные противоположности
стороны формально-логического противоречия


Диалектическое отрицание –
аннигиляция
дематериализация
бифуркация
V сохранение в снятой форме
реконструкция


Восстановление снятого качества в обновленной форме в диалектике называется
реформация
модификация
реставрация
опредмечивание
V отрицание отрицания


Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей –
V самоорганизация
взаимодействие
деградация
регресс
интеграция


Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией
развитие
взаимодействие
V движение
эволюция
прогресс


Мера обратимости и устойчивости периодического изменения –
хаос
круговорот
репетиция
V цикличность
стагнация


Поступательное развитие от низшего к высшему чаще обозначают понятием
V прогресс
эволюция
регресс
революция
движение


Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными –
V регресс
эволюция
прогресс
революция
одноплоскостное развитие


Целостность, состоящая из устойчиво связанных элементов, есть
группа
множество
конгломерат
класс
V система


Принцип исследования объекта путем выделения его элементов и их взаимосвязей – принцип
универсальности
целостности
объективности
V системности
причинности


Совокупность внешних, наблюдаемых свойств и признаков предмета –
V явление
сущность
форма
содержание
качество


Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть
вид материи
V проявление мирового духа
продукт материи
результат эволюции материи


Философское направление, принимающее за основание бытия человеческое сознание, именуется
априоризмом
антропологизмом
гностицизмом
V субъективным идеализмом
персонализмом


Согласно Платону сущность есть
V внеземной проект (идея) земной вещи
форма (энтелехия), слитая с материалом вещи
атомарный вещественный субстрат вещи
внутренняя энергия самодвижения вещи
совокупность всех внутренних отношений вещи


«Существование предшествует сущности», – утверждается в философии
структурализма
прагматизма
позитивизма
V экзистенциализма
марксизма


Согласно Гегелю источником всякого развития является саморазвертывание абсолютной идеи
воля Бога-Троицы
V универсальные природные закономерности
совокупность случайных событий
закон всемирного притяжения


Ученые-материалисты считают «невозможным»
V событие, противоречащее известным законам природы
событие, причина которого пока не установлена
принципиально ненаблюдаемое в научном эксперименте
событие, вероятность которого близка к нулю
что-либо нематериальное в человеке


Согласно философии Демокрита бытие – это
V бытие атомов, движущихся в пустоте
мир неподвижных бестелесных идей
сплошное и неподвижное единое
чувственно воспринимаемый мир вещей
пустота, в которой движутся атомы


Высшим началом бытия считал «идею блага»
V Платон
Пифагор
Парменид
Гераклит
Аристотель


Учение, утверждающее одну субстанцию в качестве первопричины мира, называется
V монизм
дуализм
плюрализм
гилозоизм


Учение, утверждающее два начала мира, называется
монизм
V дуализм
плюрализм
гилозоизм


Учение, утверждающее множество первопричин мира, называется
V плюрализм
монизм
дуализм
гилозоизм


Философское направление, утверждающее онтологическую первичность вещественного начала –
V натурализм
материализм
реализм
реизм
физикализм


Философия, полагающая основой бытия сверхчеловеческое идеальное начало, называется
спиритуализмом
метафизикой
эссенциализмом
трансцендентализмом
V объективным идеализмом


Философская концепция, признающая две абсолютных основы бытия –
V дуализм
монизм
плюрализм
детерминизм
эмпиризм


Философский монизм есть признание
V единого и безусловного средоточия всего существующего
материи и духа как двух независимых начал
троицы абсолютов
бесконечного ряда духовных субстанций-монад
невозможности единства мира


Философская концепция, признающее единое начало всего сущего –
теизм
деизм
агностицизм
V монизм
плюрализм


Философская концепция множественности абсолютных основ бытия –
V плюрализм
монизм
дуализм
материализм
рационализм


Согласно классическому христианству духовность человека есть
V пребывание духа в человеческой душе
открытость человеческой души миру
развитый интеллект
склонность к абстрактному мышлению
общекультурная образованность человека


Блуждание из тела в тело на санскрите называется
инспирация
метемпсихоз
реинкарнация
V сансара
пневматизация


Монотеизм утверждает, что Бог
создал мир из материи
постоянно продолжает творить мир
сотворил вечный мир
V однажды сотворил мир «из ничего»
не управляет миром

Сторонники философии агностицизма утверждают
V мир не познаваем в том или ином отношении
первостепенную роль в познании играет чувственный опыт
главная роль в познании принадлежит разуму
мир преимущественно постигается через интуицию
во всем следует сомневаться


Агностицизм – это учение,
V отрицающее возможность достоверного познания
утверждающее, возможность объективного знания
сомневающееся в возможности объективного знания
признающее исходным началом познавательной деятельности опыт


В философии агностицизм понимается как
рассмотрение процесса познания
уверенность в возможности познания мира
V отрицание возможности познания мира
рассмотрение объектов познания


Агностицизм — это представление о
V непознаваемости мира
врожденных идеях
несовершенстве знании
неполноте познания
символическом характере познания


Признание высказывания истинным без достаточных фактических и логических обоснований –
эмоция
V вера
чувство
установка
интуиция


Начиная с Декарта, философы стали понимать под «идеей»
V любое содержание человеческого сознания
любой внешний предмет
материю-субстанцию
мельчайшие частицы вещества


Афоризм «Знание – сила» приписывается
V Бэкону
Галилею
Ньютону
Декарту
Бойлю


В категорию «знание» необходимо входит признак
V признание истинности утверждаемого
проверяемость.
непротиворечивость
этическая и эстетическая ценность
полезность
совершенство


Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она
абстрактна
объективна
V субъективна
абсолютна


К элементам чувственного познания относится
суждение
понятие
V ощущение
умозаключение
абстракция
теория


Осознание информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств –
V восприятие
ощущение
представление
воспоминание


Практику как универсальный критерий истины признают
позитивисты
конвенционалисты
экзистенциалисты
V марксисты
неотомисты


Философия, утверждающая практическую полезность в качестве основного критерия существования и истинности –
феноменология
персонализм
V прагматизм
экзистенциализм
неотомизм


Целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения –
понятие
V восприятие
ощущение
суждение


Основным элементом рационального познания является
ощущение
образ
представление
V понятие


Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая наиболее существенные свойства предмета –
V понятие
восприятие
образ
умозаключение
представление


Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется
ощущением
мышлением
абстрагированием
V интуицией


Для гносеологии сенсуализма характерно признание важной роли в
познании
разума
интеллектуальной интуиции
V рассудка
восприятий


Вывод, который строится по законам логики –
V умозаключение
посылка
представление
восприятие
воображение


Совокупность сложных врожденных реакций организма на внутренние или внешние раздражения –
мотив
эмоция
V инстинкт
оценка
интерес


Истинное знание, в отличие от ложного, требует
усилий для понимания
V объективного соответствия своему предмету
выявляется только в ходе эксперимента
имеет широкие возможности для своего распространения


Ложным является знание,
противоречащее житейским представлениям
непроверенное в ходе эксперимента
изложенное малопонятным языком
V неадекватно отражающее свой предмет
не имеющее практической ценности


Истина – это знание,
отвечающее интересам большинства
V совпадающее по содержанию с действительностью
доступное только избранным людям
доступное каждому
добытое только научным путем


Абсолютная истина есть знание
V полное
полученное научными методами
полученное от Бога
разделяемое всеми людьми


Для объективной истины характерно, что она
является достоверным знанием
добывается только трудом ученых
подтверждается только экспериментом
не противоречит традиционному мировоззрению
V не зависит от оценок и мнений людей


Принцип «двойственности истины» исторически связан с различением
истинных и ложных суждений
абсолютной и относительной истин
истин теории и истин факта
V научной и религиозной истин
истины о Боге и истине о человеке


Возможность познания истины отрицают
идеалисты
материалисты
V агностики
эмпирики
рационалисты


Относительная истина, в отличие от абсолютной, есть знание
не получившее научной разработки
V неполное
разделяемое лишь отдельными учеными
непригодное для практического применения


Объективность истины состоит в ее
внешнем существовании по отношению к человеческому разуму
всеобщем признании
V независимости от человека и человечества
полезности для людей
укорененности в архетипах


Философы-прагматики утверждают, что истинное знание – это знание,
V ведущее к успеху
соответствующее действительности
согласующееся с чувственным данным
не противоречащее законам и правилам формальной логики
не вступающее в противоречие с совестью


Сциентизм есть культ
техники
V науки
философии
религии
политики


Основным принципом своей теории познания Кант считал
V обнаружение априорных синтетических суждений
принцип непознаваемости вещей самих по себе
аналитическое расчленение предмета познания
взаимодействие разума и рассудка
синтез знаний


Мышление становится познанием тогда, когда
соответствует законам логики
проявляет свою внутреннюю активность
V опирается на опыт
направлено на объект


Определяющая роль в проблемной познавательной ситуации обычно принадлежит
V субъекту познания
познаваемому объекту
прошлому знанию
средствам и инструментам
познавательным методам


Абстракция есть
все то, что оторвано от жизни
сосредоточение внимания на существенном
изъятие экспериментального объекта из естественной среды
V мысленное отвлечение от несущественного
лишение знания наглядности


Восприятие – это
V форма чувственного познания
форма коллективного бессознательного
форма рационального познания
форма опосредованного знания
способ теоретического объяснения мира


Рационализм – это
расчетливость
стремление к размышлениям
склонность к теоретизированию
область математики
V особое направление в теории познания


К формам рационального познания относится
ощущение
эмоция
V суждение
впечатление
восприятие


Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из
воображения
интуиции
V доопытных когнитивных форм
дедукции
аналогии


В философии Платона познание понимается как
V припоминание уже известного
вычисление
открытие нового
чувственное созерцание
воображение


Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считалась(-ось,-ся)
практическая деятельность
умозрение
умственный эксперимент
чувственный опыт
V откровение


Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий –
креационизм
номинализм
концептуализм
V реализм
натурализм


К формам рационального познания НЕ относится
понятие
V эмоция
суждение
умозаключение


Способность постигать универсальную связь вещей –
воображение
рассудок
интуиция
V разум
вера


Предложение «Сократ – человек» является примером такой формы мышления, как
V суждение
умозаключение
понятие
категория
силлогизм


Из посылок «Все люди мыслят» и «Сократ — человек» следует умозаключение
V Сократ мыслит
Сократ иногда мыслит
Сократ относится ко всем людям
Сократ похож на всех людей
животные тоже мыслят


Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов –
медитация
воление
пророчество
воображение
V целеполагание


К формам чувственного познания НЕ относится
ощущение
умозаключение
V суждение
восприятие
представление


Рефлексия – это
V обращение мысли вспять на самого мыслящего
восприятие внешних предметов
решение логических задач
непосредственное знание
визуальное мышление


Рефлексия в форме самосознания характерна исключительно для
религиозной медитации
интуитивного мышления
философского размышления
решения логико-математических задач
V человеческого интеллекта


Абстрагирование есть
мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение главных свойств
мысленное расчленение предмета на части
мысленное воссоединение элементов целого
нахождение сходного и различного
V поиск аналогий


В состав научного знания входят
V гипотезы
правовые нормы
моральные заповеди
пророчества
архетипы


К методам научного познания относится
астрологическое исчисление
толкование священных текстов
откровение
мистический опыт
V моделирование


К методам эмпирического исследования относится
V наблюдение
абстрагирование
моделирование
обобщение
идеализация


Метод эмпирического исследования, позволяющий точно устанавливать и воспроизводить условия протекания явлений –
наблюдение
V моделирование
эксперимент
абстрагирование


Метод теоретического исследования, при котором исследуемый объект замещается другим, подобным объектом –
эксперимент
V моделирование
абстрагирование
измерение
идеализация


Человеческая деятельность, связанная с созданием принципиально новых явлений –
V творчество
познание
производство
искусство


Основной элемент эмпирического знания –
закон
V факт
гипотеза
модель


Систематическая форма развитого научного знания –
V теория
факт
закон
гипотеза


Раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления, называется
описанием
измерением
V объяснением
идеализацией
наблюдением


К особенностям научного знания относится
очевидность для каждого
соответствие цели и средств
V проверяемость
сложный характер изложения


Доказательство и та его часть, на которой основана его достоверность –
V аргумент
объяснение
демонстрация
аксиома
теорема


Научное познание нацелено на
V выявление законов развития мира
поиски «философского камня»
выработку норм общественного поведения
поиски условий счастливой жизни
укрепление в обществе принципов демократии


Метод познания, в основе которого лежит переход от частного к общему –
дедукция
редукция
анализ
V индукция
синтез


Научное познание отличается тем, что обосновывает свои выводы
V экспериментально и теоретически
преимущественно логическими средствами
исключительно методом наблюдения
накопленным опытом
ссылками на мнения авторитетных ученых


Опыт как главный критерий истинности познания признавали
рационалисты
скептики
иррационалисты
агностики
V эмпирики


Невозможность получения достоверного знания о мире доказывается
агностицизмом
эмпиризмом
V скептицизмом
рационализмом
гуманизмом


Абсолютизация в познании роли чувственных данных связана с направлением
рационализма
V сенсуализма
скептицизма
реализма


Абсолютизация в познании роли интеллекта связана с направлением
V рационализма
сенсуализма
реализма
скептицизма


Феномены бессознательного систематически исследует
персонализм
феноменология
аналитическая философия
критический рационализм
V психоанализ


Зигмунд Фрейд обозначил бессознательное термином
«Сверх-Я»
«Они»
«Ты»
«Я»
V «Оно»


Сознание – это
V субъективный образ объективного мира
совокупность психических актов
физиологическая деятельность головного мозга
соотношение стимула и реакции организма


Высшая форма интеллектуального миропонимания –
воображение
мистическое озарение
совесть
рассудок
V разум


Мысль – это
V рациональный субъективный образ
речевая операция
алгоритм практической деятельности
психическая установка
физиологический феномен


Способность непосредственно проникать во внутренний мир другого человека называется
эйдетизмом
V эмпатией
симпатией
антипатией
апатией


Понятие коллективного бессознательного введено
Вернадским
Фрейдом
V Юнгом
Бердяевым
Камю


Способность сознания творить и воспроизводить идеи, планы поведения называется
идейностью
идеальностью
V творческой
эйдетизмом

Сторонники философии агностицизма утверждают
V мир не познаваем в том или ином отношении
первостепенную роль в познании играет чувственный опыт
главная роль в познании принадлежит разуму
мир преимущественно постигается через интуицию
во всем следует сомневаться


Агностицизм – это учение,
V отрицающее возможность достоверного познания
утверждающее, возможность объективного знания
сомневающееся в возможности объективного знания
признающее исходным началом познавательной деятельности опыт


В философии агностицизм понимается как
рассмотрение процесса познания
уверенность в возможности познания мира
V отрицание возможности познания мира
рассмотрение объектов познания


Агностицизм — это представление о
V непознаваемости мира
врожденных идеях
несовершенстве знании
неполноте познания
символическом характере познания


Признание высказывания истинным без достаточных фактических и логических обоснований –
эмоция
V вера
чувство
установка
интуиция


Начиная с Декарта, философы стали понимать под «идеей»
V любое содержание человеческого сознания
любой внешний предмет
материю-субстанцию
мельчайшие частицы вещества


Афоризм «Знание – сила» приписывается
V Бэкону
Галилею
Ньютону
Декарту
Бойлю


В категорию «знание» необходимо входит признак
V признание истинности утверждаемого
проверяемость.
непротиворечивость
этическая и эстетическая ценность
полезность
совершенство


Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она
абстрактна
объективна
V субъективна
абсолютна


К элементам чувственного познания относится
суждение
понятие
V ощущение
умозаключение
абстракция
теория


Осознание информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств –
V восприятие
ощущение
представление
воспоминание


Практику как универсальный критерий истины признают
позитивисты
конвенционалисты
экзистенциалисты
V марксисты
неотомисты


Философия, утверждающая практическую полезность в качестве основного критерия существования и истинности –
феноменология
персонализм
V прагматизм
экзистенциализм
неотомизм


Целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения –
понятие
V восприятие
ощущение
суждение


Основным элементом рационального познания является
ощущение
образ
представление
V понятие


Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая наиболее существенные свойства предмета –
V понятие
восприятие
образ
умозаключение
представление


Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется
ощущением
мышлением
абстрагированием
V интуицией


Для гносеологии сенсуализма характерно признание важной роли в
познании
разума
интеллектуальной интуиции
V рассудка
восприятий


Вывод, который строится по законам логики –
V умозаключение
посылка
представление
восприятие
воображение


Совокупность сложных врожденных реакций организма на внутренние или внешние раздражения –
мотив
эмоция
V инстинкт
оценка
интерес


Истинное знание, в отличие от ложного, требует
усилий для понимания
V объективного соответствия своему предмету
выявляется только в ходе эксперимента
имеет широкие возможности для своего распространения


Ложным является знание,
противоречащее житейским представлениям
непроверенное в ходе эксперимента
изложенное малопонятным языком
V неадекватно отражающее свой предмет
не имеющее практической ценности


Истина – это знание,
отвечающее интересам большинства
V совпадающее по содержанию с действительностью
доступное только избранным людям
доступное каждому
добытое только научным путем


Абсолютная истина есть знание
V полное
полученное научными методами
полученное от Бога
разделяемое всеми людьми


Для объективной истины характерно, что она
является достоверным знанием
добывается только трудом ученых
подтверждается только экспериментом
не противоречит традиционному мировоззрению
V не зависит от оценок и мнений людей


Принцип «двойственности истины» исторически связан с различением
истинных и ложных суждений
абсолютной и относительной истин
истин теории и истин факта
V научной и религиозной истин
истины о Боге и истине о человеке


Возможность познания истины отрицают
идеалисты
материалисты
V агностики
эмпирики
рационалисты


Относительная истина, в отличие от абсолютной, есть знание
не получившее научной разработки
V неполное
разделяемое лишь отдельными учеными
непригодное для практического применения


Объективность истины состоит в ее
внешнем существовании по отношению к человеческому разуму
всеобщем признании
V независимости от человека и человечества
полезности для людей
укорененности в архетипах


Философы-прагматики утверждают, что истинное знание – это знание,
V ведущее к успеху
соответствующее действительности
согласующееся с чувственным данным
не противоречащее законам и правилам формальной логики
не вступающее в противоречие с совестью


Сциентизм есть культ
техники
V науки
философии
религии
политики


Основным принципом своей теории познания Кант считал
V обнаружение априорных синтетических суждений
принцип непознаваемости вещей самих по себе
аналитическое расчленение предмета познания
взаимодействие разума и рассудка
синтез знаний


Мышление становится познанием тогда, когда
соответствует законам логики
проявляет свою внутреннюю активность
V опирается на опыт
направлено на объект


Определяющая роль в проблемной познавательной ситуации обычно принадлежит
V субъекту познания
познаваемому объекту
прошлому знанию
средствам и инструментам
познавательным методам


Абстракция есть
все то, что оторвано от жизни
сосредоточение внимания на существенном
изъятие экспериментального объекта из естественной среды
V мысленное отвлечение от несущественного
лишение знания наглядности


Восприятие – это
V форма чувственного познания
форма коллективного бессознательного
форма рационального познания
форма опосредованного знания
способ теоретического объяснения мира


Рационализм – это
расчетливость
стремление к размышлениям
склонность к теоретизированию
область математики
V особое направление в теории познания


К формам рационального познания относится
ощущение
эмоция
V суждение
впечатление
восприятие


Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из
воображения
интуиции
V доопытных когнитивных форм
дедукции
аналогии


В философии Платона познание понимается как
V припоминание уже известного
вычисление
открытие нового
чувственное созерцание
воображение


Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считалась(-ось,-ся)
практическая деятельность
умозрение
умственный эксперимент
чувственный опыт
V откровение


Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий –
креационизм
номинализм
концептуализм
V реализм
натурализм


К формам рационального познания НЕ относится
понятие
V эмоция
суждение
умозаключение


Способность постигать универсальную связь вещей –
воображение
рассудок
интуиция
V разум
вера


Предложение «Сократ – человек» является примером такой формы мышления, как
V суждение
умозаключение
понятие
категория
силлогизм


Из посылок «Все люди мыслят» и «Сократ — человек» следует умозаключение
V Сократ мыслит
Сократ иногда мыслит
Сократ относится ко всем людям
Сократ похож на всех людей
животные тоже мыслят


Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов –
медитация
воление
пророчество
воображение
V целеполагание


К формам чувственного познания НЕ относится
ощущение
умозаключение
V суждение
восприятие
представление


Рефлексия – это
V обращение мысли вспять на самого мыслящего
восприятие внешних предметов
решение логических задач
непосредственное знание
визуальное мышление


Рефлексия в форме самосознания характерна исключительно для
религиозной медитации
интуитивного мышления
философского размышления
решения логико-математических задач
V человеческого интеллекта


Абстрагирование есть
мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение главных свойств
мысленное расчленение предмета на части
мысленное воссоединение элементов целого
нахождение сходного и различного
V поиск аналогий


В состав научного знания входят
V гипотезы
правовые нормы
моральные заповеди
пророчества
архетипы


К методам научного познания относится
астрологическое исчисление
толкование священных текстов
откровение
мистический опыт
V моделирование


К методам эмпирического исследования относится
V наблюдение
абстрагирование
моделирование
обобщение
идеализация


Метод эмпирического исследования, позволяющий точно устанавливать и воспроизводить условия протекания явлений –
наблюдение
V моделирование
эксперимент
абстрагирование


Метод теоретического исследования, при котором исследуемый объект замещается другим, подобным объектом –
эксперимент
V моделирование
абстрагирование
измерение
идеализация


Человеческая деятельность, связанная с созданием принципиально новых явлений –
V творчество
познание
производство
искусство


Основной элемент эмпирического знания –
закон
V факт
гипотеза
модель


Систематическая форма развитого научного знания –
V теория
факт
закон
гипотеза


Раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления, называется
описанием
измерением
V объяснением
идеализацией
наблюдением


К особенностям научного знания относится
очевидность для каждого
соответствие цели и средств
V проверяемость
сложный характер изложения


Доказательство и та его часть, на которой основана его достоверность –
V аргумент
объяснение
демонстрация
аксиома
теорема


Научное познание нацелено на
V выявление законов развития мира
поиски «философского камня»
выработку норм общественного поведения
поиски условий счастливой жизни
укрепление в обществе принципов демократии


Метод познания, в основе которого лежит переход от частного к общему –
дедукция
редукция
анализ
V индукция
синтез


Научное познание отличается тем, что обосновывает свои выводы
V экспериментально и теоретически
преимущественно логическими средствами
исключительно методом наблюдения
накопленным опытом
ссылками на мнения авторитетных ученых


Опыт как главный критерий истинности познания признавали
рационалисты
скептики
иррационалисты
агностики
V эмпирики


Невозможность получения достоверного знания о мире доказывается
агностицизмом
эмпиризмом
V скептицизмом
рационализмом
гуманизмом


Абсолютизация в познании роли чувственных данных связана с направлением
рационализма
V сенсуализма
скептицизма
реализма


Абсолютизация в познании роли интеллекта связана с направлением
V рационализма
сенсуализма
реализма
скептицизма


Феномены бессознательного систематически исследует
персонализм
феноменология
аналитическая философия
критический рационализм
V психоанализ


Зигмунд Фрейд обозначил бессознательное термином
«Сверх-Я»
«Они»
«Ты»
«Я»
V «Оно»


Сознание – это
V субъективный образ объективного мира
совокупность психических актов
физиологическая деятельность головного мозга
соотношение стимула и реакции организма


Высшая форма интеллектуального миропонимания –
воображение
мистическое озарение
совесть
рассудок
V разум


Мысль – это
V рациональный субъективный образ
речевая операция
алгоритм практической деятельности
психическая установка
физиологический феномен


Способность непосредственно проникать во внутренний мир другого человека называется
эйдетизмом
V эмпатией
симпатией
антипатией
апатией


Понятие коллективного бессознательного введено
Вернадским
Фрейдом
V Юнгом
Бердяевым
Камю


Способность сознания творить и воспроизводить идеи, планы поведения называется
идейностью
идеальностью
V творческой
эйдетизмом

Автор изречения «Человек есть мера всех вещей»
V Протагор
Фалес
Пифагор
Сократ
Эпикур


По Канту, человек принадлежит к миру
природы
свободы
V природы и к миру свободы
иноприродному


Личность – это
V субъект отношений и сознательной деятельности
неповторимое своеобразие человеческого лица
всякий отдельно существующий организм
человек разумный


Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе, это
удел радости и прогресса
серая и безликая жизнь «насекомых»
подобие маятнику — от счастья к страданию и наоборот
V цепь тревог, разочарований, мучений


По Юнгу, индивидуация человека есть процесс ассимиляции его сознанием
содержания своей предсознательной сферы
V содержания личного и коллективного бессознательного
ценностей социальной культуры
идеалов, правил и норм нравственного поведения


Автор определения «Человек есть животное политическое»
Августин
Вольтер
Маркс
Ницше
V Аристотель


Автор «Человек – всего лишь тростник, но он – тростник мыслящий»
V Паскаль
Гоббс
Гельвеций
Монтескье
Руссо


По мнению Локка, свобода человека
асболютна и никем не контролируема
V ограничена свободой других людей
относительна, зависит от условий жизни человека
ограничена силой государства
регулируется собственной совестью


С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой
V необходимость
судьбу
случай
произвол
ответственность


По Сартру, свобода для человека есть
недостижимая мечта
завоевание цивилизации
великое счастье
V неизбежное тяжкое бремя
обычное средство достижения целей


Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в
структурализме
феноменологии
V экзистенциализме
неопозитивизме
марксизме


Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности –
V талант
работоспособность
усидчивость
образованность
хороший вкус

Автор изречения «Человек есть мера всех вещей»
V Протагор
Фалес
Пифагор
Сократ
Эпикур


По Канту, человек принадлежит к миру
природы
свободы
V природы и к миру свободы
иноприродному


Личность – это
V субъект отношений и сознательной деятельности
неповторимое своеобразие человеческого лица
всякий отдельно существующий организм
человек разумный


Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе, это
удел радости и прогресса
серая и безликая жизнь «насекомых»
подобие маятнику — от счастья к страданию и наоборот
V цепь тревог, разочарований, мучений


По Юнгу, индивидуация человека есть процесс ассимиляции его сознанием
содержания своей предсознательной сферы
V содержания личного и коллективного бессознательного
ценностей социальной культуры
идеалов, правил и норм нравственного поведения


Автор определения «Человек есть животное политическое»
Августин
Вольтер
Маркс
Ницше
V Аристотель


Автор «Человек – всего лишь тростник, но он – тростник мыслящий»
V Паскаль
Гоббс
Гельвеций
Монтескье
Руссо


По мнению Локка, свобода человека
асболютна и никем не контролируема
V ограничена свободой других людей
относительна, зависит от условий жизни человека
ограничена силой государства
регулируется собственной совестью


С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой
V необходимость
судьбу
случай
произвол
ответственность


По Сартру, свобода для человека есть
недостижимая мечта
завоевание цивилизации
великое счастье
V неизбежное тяжкое бремя
обычное средство достижения целей


Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в
структурализме
феноменологии
V экзистенциализме
неопозитивизме
марксизме


Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности –
V талант
работоспособность
усидчивость
образованность
хороший вкус