Организация и планирование производства: основные термины и определения онлайн

Организация и планирование производства: основные термины и определения онлайн






































1)Место планирования в общей системе управления Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия. 1 Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект.2 Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно преодоленная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла. Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования. Организация как функция управления – это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию: - производства - труда - управления. Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе. Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения, и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов. С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа – комплексного изучения производственно – хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений, и оцениваются их последствия. Активизация – это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности
коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального – социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.д.) Перечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяют конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования. Сам процесс планирования проходит в четыре этапа: 1. Разработка общих целей; 2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный период; 3. Определение путей и средств их достижения; 4.Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей. Планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее
предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер. С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившийся ситуации или из опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно – следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий. Несмотря на важность и видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. 2) Процесс и функции управления Цель — те конечные рубежи, на достижение которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения. В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления. Основными функциями управления организацией являются: организация; нормирование;
планирование; координация; мотивация; контроль; регулирование. Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру. Организация управления — это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве. В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов). Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.
Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ. Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб. Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений. Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.
3) Содержание, цели и виды планирования Основная цель внутрифирменного финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. Основные цели планирования: оптимизация всех видов затрат; координация действий коллектива; предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь; готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды. Планирование может осуществляться с разной границей охвата времени – горизонтом планирования, который бывает: долгосрочным – 5 10 лет; среднесрочным – 2–5 лет; краткосрочным – до 2 лет. Существуют следующие виды финансовых планов: 1.Стратегические планы – планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Примером стратегического финансового плана является бизнес-план, составление которого способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
2.Текущие планы – планы, которые разрабатываются на основе стратегических путей их детализации. Если стратегический финансовый план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия. Примером текущих планов является план доходов и расходов, баланс предприятия. 3.Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением долгосрочных целей. Примером оперативного плана являются план производства, план закупки сырья и материалов, смета расходов и т.д. В практике финансового планирования применяются различные методы. Наиболее распространенные являются балансовые методы. Содержание этого метода состоит в том, что для каждого направления затрат определяются конкретные источники их финансирования. Нормативные методы финансового планирования состоят в установлении финансовых нормативов, на основе которых определяются потребности субъекта хозяйствования в финансовых ресурсах и устанавливаются источники формирования этих ресурсов. Расчетно-аналитический метод позволяет планировать показатели на основе анализа фактических финансовых показателей, которые берутся за базу, и методов изменения этих показателей в плановом периоде. Метод оптимизации плановых решений состоит в том, чтобы разработать несколько вариантов плановых решений и на основе оптимизационных расчетов выбрать лучший вариант плана. Метод математико-статистического моделирования, который позволяет оптимизировать финансовые решения, повысить уровень обоснованности принимаемых плановых решений. Таким образом, финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе показателей производственного плана. Финансовое планирование на уровне
субъектов хозяйствования - это процесс определения денежных поступлений, формирования и использования финансовых ресурсов, выявления оптимальных состояний в распределении доходов предприятий. 4) Этапы планирования Этапы планирования: определение миссии – основного ориентира действий; прогнозирование – оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов; формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой (ответ на вопрос «что»). Идеал – недостижимая цель; программирование – создание планов действий, программ, графиков работ – планов во временной последовательности (ответ на вопросы «когда», «как»); бюджетирование – определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ (ответ на вопрос «сколько»); формирование политики предприятия – составление общих правил деятельности на предприятии; формирование процедур действий (бизнес процессов). 5) Принципы планирования Принципы планирования: Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуация могут меняться. Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней. Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе. Научность. Необходимо применять научные методы в планировании. 6) Сущность и задачи текущего планирование
Текущее планирование охватывает годовой период и представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Есть ли какие-то основания для того, чтобы утверждать, что оно должно стать другим, чем было в плановой экономике? Да, есть. Во-первых, текущее планирование должно рассматриваться как этап реализации стратегии предприятия. Во-вторых, если раньше отправной точкой текущих планов был план производства, то в рыночной экономике это место занимает прогноз сбыта на текущий год. И. наконец, в-третьих, несколько меняются формы представления результатов текущего плана. С учетом этих особенностей структурная схема текущего планирования показана на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема текущего планирования
Разработка текущего плана должна начинаться с подразделений. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана действий и наличия ресурсов, достаточных для их решения. В итоге планы по подразделениям разрабатываются в виде бюджетов или смет. После разработки бюджетов подразделений проводится их анализ и выявление несоответствий.
В случае когда обшая потребность в ресурсах превосходит возможности предприятия, а бюджеты составлены корректно — приходится пересматривать текущие задачи; если же некорректно составлены
бюджеты, высшее руководство должно пересмотреть бюджеты. Прогноз сбыта — та основа, на которой в конечном счете строятся все бюджеты подразделений. В рыночной экономике нельзя ожидать, что отдел сбыта сможет продать все, что предприятие может произвести. Наоборот, вопрос должен стоять так — сколько нам нужно произвести тех или иных продуктов, чтобы удовлетворить платежеспособный спрос на них? Каждое подразделение нуждается в прогнозе сбыта для координации своих действий с задачами всего предприятия.
Прогноз сбыта, в идеале, должен составляться по каждому виду продукции с разбивкой по месяцам и по территориям. Сбыт каждого продукта показывается в стоимостном и натуральном выражении. На практике составление таких прогнозов затруднено или не оправдано с точки зрения эффективности для предприятий с индивидуальным характером производства или с большим ассортиментом продукции. Поэтому часто отдельные продукты объединяются в группы или выделяются важнейшие виды продукции, а остальные проходят в графе «прочая продукция». Это снижает ценность прогноза, но также и затраты на него. 7) Планирование сбыта и производства продукции Разработка плана сбыта продукции, как и любого годового плана, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются важнейшие виды продукции в натуральном выражении (составляется номенклатурный план); разрабатывается первый вариант объёмного плана. После разработки первого укрупненного варианта плана сбыта разрабатывается план по производству с учетом имеющихся остатков готовой продукции на складах. Рассчитывается предварительный бюджет продаж. Производится проверка плана производства по ресурсам и результатам. На этом этапе рекомендуется использовать методы оптимизации производственной программы для получения планов, максимально соответствующих ресурсным возможностям организации. На втором этапе разрабатываются уточненный номенклатурный и объёмный план сбыта и план производства продукции с учетом остатков незавершенного производства; выполняется проверка производственной программы по ресурсам и результатам; разрабатываются производственные программы цехов в порядке, обратном ходу технологического процесса.
Планируемые показатели по производству и реализации продукции являются объектами статотчетности, и их состав и расчет регламентируются соответствующими официальными документами. 8) Показатели и измерители объема производства При формировании плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители единицы продукции труда, которые выражают физический объем выпускаемой продукции (штуки, тонны, метры и т.д.) и служат основой для установления стоимостных и трудовых измерителей. Трудовые измерители – часы, минуты рабочего времени применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенные трудовые измерители: - нормо-час – измеряет нормированные затраты труда на единицу продукции, производственной программы; - человеко-час – измеряет фактические затраты труда на единицу продукции; - станко-час – измеряет работу единицы оборудования во времени. Стоимостные измерители – отражают объем производства продукции в денежном выражении, единицей измерения служит национальная валюта. Для характеристики экспорта применяется валюта других государств, как правило, доллары США. Обобщающим показателем производственной программы в стоимостном выражении является объем продаж или реализованная продукция. Объем продаж – это стоимость товаров и услуг, реализованных предприятием за определенный период времени и равен произведению цены единицы продукции на количество проданной продукции. Товарная продукция – это стоимость готовой продукции, законченных работ, услуг предназначенных для реализации. В объем товарной продукции включается также изделия, запчасти, услуги для собственных нужд производства, капитального строительства и производственной сферы предприятия. Плановый объем товарной продукции определяется по формуле: ТПпл=
, где Пі – план выпуска і–го вида продукции в натуральном выражении, Ці – отпускная цена і–го вида продукции, в руб. Валовая продукция - характеризует весь объем выполненных работ за определенный период. В ее состав входит готовая к реализации продукция и незаконченная (незавершенное производство). Она равна сумме товарной продукции и изменению остатков незавершенного производства на начало и конец периода. ВП=ТП+ΔНЗП, где ΔНЗП – изменение остатков НЗП на начало и конец периода.
Товарная и валовая продукция искажают представление о собственном вкладе предприятия в конечные результаты производства. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных ресурсов, которая в отдельных предприятиях достигает 80 и более процентов в издержках производства. В связи с этим объем производства в стоимостном выражении посредством вышеуказанных показателей зависит от динамики цен на материалы. Поэтому для определения собственного вклада предприятия в конечные результаты деятельности применяют показатели: чистой, условно чистой, нормативно-чистой продукции. Чистая продукция (ЧП) – включает расходы по заработной плате, отчисление на социальное страхование и прибыль предприятия и определяется двумя способами. Первый способ: ЧП=З+Ос+П, где З – расходы на заработную плату Ос – отчисление на соцстрахование П - прибыль Второй способ: ЧП=Р-Мз-Ао, где Р – объем реализованной продукции Мз – материальные затраты, в т.ч. энергия, топливо и др. Ао – амортизационные отчисления Условно чистая продукция (УЧП) определяется по формуле: УЧП=Р-Мз Показатели условно чистой и чистой продукции используются для анализа эффективности работы предприятия в изменении объема производства, за счет вновь созданной стоимости. Этот показатель широко применяется зарубежными фирмами для определения фонда оплаты труда, распределения прибыли и других случаях. Норматив чистой продукции представляет собой часть цены изделия, включающей норматив по зарплате, отчисления соцстраху и норматив прибыли. Этот показатель применяется для анализа деятельности. Валовой оборот – представляет собой сумму стоимости продукции всех структурных подразделений предприятия занятых в производстве. 9) Понятие и цели расчета производственной мощности Важнейшей характеристикой потенциальных возможностей и степени использования ОПФ является производственная мощность участка, цеха, предприятия. Подпроизводственной мощностью понимается максимально возможный годовой (суточный) объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте с учетом наилучшего использования всех ресурсов, имеющихся на предприятии. Производственная мощность предприятия определяется, как правило, в расчете на год по мощности основных (ведущих) цехов, участков или
агрегатов, т.е. тех из них, которые выполняют основные технологические операции по изготовлению продукции. На плановый период производственная мощность рассчитывается исходя из номенклатуры и ассортимента, установленных в плане. Наличная мощность за отчетный период рассчитывается в номенклатуре и ассортименте, соответствующих фактическому выпуску продукции. Производственная мощность предприятия зависит от следующих факторов: количества и качества действующего оборудования; максимально возможной производительности каждой единицы оборудования и пропускной способности площадей в единицу времени; принятого режима работы (сменность, продолжительность одной смены, прерывное, непрерывное производство и т.п.); номенклатуры и ассортимента продукции, трудоемкости производимой продукции; пропорциональности (сопряженности) производственных площадей отдельных цехов, участков, агрегатов, групп оборудования; уровня внутризаводской и межзаводской специализации и кооперирования; уровня организации труда и производства. В общем виде производственная мощность (М) предприятия (цеха) может быть определена по формуле
где Тэ — эффективный фонд времени работы предприятия (цеха); t — трудоемкость изготовления единицы продукции. Для определения производственной мощности принимается максимально возможный фонд времени работы оборудования с учетом процесса производства — прерывный или непрерывный. Производственная мощность цеха (участка), оснащенного однотипным оборудованием, может быть определена по формуле
где Тэ — максимально возможный (эффективный) годовой фонд времени одной машины (агрегата, станка), ч; К — коэффициент, учитывающий уровень использования про-изводственной мощности машины (оборудования, агрегата, станка); n — количество однотипного оборудования (машин, станков); t — норма времени на обработку (изготовление) единицы продукции на данном оборудовании. Производственная мощность цеха (участка), оснащенного разнородным оборудованием, определяется так же, как и мощность предприятия, — исходя из производительности парка ведущих групп оборудования, характеризующих профиль данного подразделения. Производственная мощность литейного, формовочного, сборочного и подобных им цехов (участков) зависит, как правило, от пропускной способности наличных производственных площадей этих цехов (участков) и уровня их использования. Она может быть определена по формуле
где S — полезная площадь цеха, м2; Тэ — эффективный фонд времени использования производственной площади цеха, ч; tи — количество квадратных метро-часов, необходимых для изготовления (сборки, формовки и т.д.) единицы продукции. Таким образом, расчет производственной мощности предприятий различных отраслей имеет свои особенности, которые должны учитываться в каждом конкретном случае. Для установления степени соответствия мощностей различных цехов (участков, агрегатов) определяется коэффициент сопряженности ведущего звена предприятия и остальных производственных звеньев. 10) Порядок расчета производственной мощности В общем виде производственная мощность предприятия (М) может быть определена по формуле:
где Тэ – эффективный фонд времени работы предприятия (цеха); t – трудоемкость изготовления единицы продукции. Различают три вида мощности: - проектную (предусмотренную проектом строительства или реконструкции); - текущую (фактически достигнутую); - резервную (для покрытия пиковых нагрузок, от 10 до 15%). Величина ПМ изменяется во времени. Основные статьи баланса производственных мощностей: 1) ПМ на начало года (входная); 2) ввод производственных мощностей; 3) выбытие (ликвидация) производственных мощностей. По данным баланса производственных мощностей определяются: 1. Мощность входная (на начало года) - Мн.г. Входная мощность определяется на начало года по наличному оборудованию.
2. Мощность выходная (на конец года) – Мк.г. Выходная — на конец планового периода с учетом выбытия и ввода мощности за счет капитального строительства, модернизации оборудования, совершенствования технологии и организации производства. 3. Среднегодовая производственная мощность – Мср. Выходная мощность определяется по формуле: Мк.г = Мн.г + Мвв. – Мвыб., где Мк.г. – выходная мощность; Мвв. – мощность, вводимая в течение года; Мвыб. - мощность, выбывающая в течение года. Увеличение производственной мощности возможно за счет: 1) ввода в действие новых и расширения действующих цехов; 2) реконструкции; 3) технического перевооружения производства; 4) организационно-технических мероприятий, из них: - увеличение часов работы оборудования; - изменение номенклатуры продукции или уменьшение трудоемкости; - использование технологического оборудования на условиях лизинга с возвратом в сроки, установленные лизинговым соглашением. 11) Критерии выбора «ведущего» звена при расчете производственной мощности ля разработки плана производства по изделию Б необходимо рассчитать производственную мощность предприятия по выпуску данной продукции. Она определяется производственной мощностью механообрабатывающего цеха. В цехе производственная мощность принимается на уровне пропускной способности ведущего звена, в качестве которого выступает оборудование 1-ой группы (критерием выбора ведущего звена на предприятии является максимальная величина упущенной выгоды при неполной загрузке группы оборудования). Для того чтобы план производства был выполним, необходимо выявить и расшить (ликвидировать) узкие места (группы оборудования, пропускная способность которых меньше мощности ведущего звена). Для этого определяется дополнительная потребность в оборудовании. С другой стороны, наличие неиспользуемого в производственном процессе оборудования, приводит к непроизводительным затратам и уменьшает прибыль предприятия. Поэтому необходимо выявить оборудование, которое не используется при изготовлении других видов продукции и предусмотреть его последующую реализацию.
Пропускная способность каждой группы оборудования рассчитывается по формуле (1), при этом дробные значения округляются до меньшего целого
(1) Здесь ПСi - пропускная способность i-й группы оборудования, шт.; FД годовой действительный фонд времени станка, час; ni - количество станков i-й группы, шт.; КВН - коэффициент выполнения норм; ti - нормативная удельная трудоемкость работ, выполняемых на i-й группе оборудования (станкоемкость), нормо-час./шт. Здесь и далее приведены примеры расчёта формул при i = 1.
В качестве производственной мощности принимается пропускная способность оборудования 1-ой группы (разные группы оборудования - не взаимозаменяемы). Расчетная потребность в изменении парка оборудования определяется по формуле (2) с точностью до десятых долей
(2) 12) Содержание и задачи плана материально-технического снабжения Разработка планов материально-технического обеспечения производства способствует более успешному решению проблем снабжения сырьем, материалами, комплектующими, топливом, энергией и другими ресурсами. От качественного и своевременного обоснования плана зависит выполнение производственной программы предприятия. В структуре затрат промышленного производства доля материальных затрат достигает 70 и более процентов. Поэтому снижение материалоемкости продукции является важнейшим направлением снижения ее себестоимости. В ходе разработки плана материально-технического обеспечения должна предусматриваться максимально возможная экономия ресурсов. Она достигается:  путем замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми,  уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных технологических процессов,  снижения массы машин и изделий без ухудшения их качества,  более точного расчета конструкций, выбора оптимальных запасов прочности,  правильного выбора размеров, марок и профилей материалов. Рациональное расходование материальных ресурсов — важнейший фактор повышения эффективности производства. Экономия материальных ресурсов способствует ускорению темпов роста производства,
так как при том же количестве предметов труда может быть обеспечен больший объем выпуска продукции. Поэтому задачей плана материально-технического обеспечения является определение оптимальной потребности предприятия в материальных ресурсах для осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. При этом различают потребность к расходу и к завозу. Потребность к расходу устанавливает количество материалов, которые необходимы предприятию для выполнения плана объема продаж и других работ, связанных с производством и реализацией продукции, для ремонтно-эксплуатационных нужд, капитального строительства и др. Потребность к завозу показывает, сколько предприятие должно получить материалов из внешних источников. План материально-технического обеспечения состоит из двух частей: • расчетов потребности в материально-технических ресурсах; • балансов материально-технического обеспечения. Расчет потребности материально-технических ресурсов в зависимости от характера применяемых материалов производится в следующих таблицах: • потребность в сырье и материалах; • потребность в топливе и энергии; • потребность в оборудовании. Определение потребности в материальных ресурсах производится по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с прогрессивными нормами их расхода с учетом плана организационно-технических мероприятий по применению экономичных видов материалов, отходов производства, вторичных материальных и топливно-энергетических ресурсов. Балансы материально-технического обеспечения разрабатываются в виде перспективных, годовых, квартальных и месячных планов снабжения, определяющих потребность в материальных ресурсах и источники их получения. Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются: • прогрессивные нормы расхода материальных ресурсов; • анализ расхода материальных ресурсов в отчетном периоде; • изменение остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода; • планы технического и организационного развития, технического перевооружения и реконструкции предприятия, капитального строительства.
План материально-технического обеспечения является основой заключения договоров с поставщиками соответствующих материальных ресурсов. 13) Планирование потребности в материальных ресурсах Планирование материально-технического обеспечения является одной из важнейших функций управления предприятием. Оно начинается с установления потребности в материальных ресурсах и определения величины завоза каждого вида, профиля, марки, размера сырья, материала, топлива, расчета балансов материально-технического обеспечения. Потребность предприятия в материальных ресурсах определяется для различных нужд:  выполнения планов производства и сбыта готовой продукции  освоения новых видов продукции  ремонтных нужд  изготовления технологической оснастки  реализации мероприятий плана технического развития и повышения эффективности производства  капитального строительства и непромышленных целей  создания переходящих запасов  и др. Система управления запасами, характеризующимися зависимым спросом, называется ПЛАНИРОВАНИЕМ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Она использует преимущества того, что зависимый спрос можно прогнозировать, поскольку в его основе лежат планы производства. Цель такого планирования материальных потребностей заключается в том, чтобы иметь в запасах только то, что непосредственно требуется для выполнения планов текущего производства. Система планирования материальных потребностей нуждается в информации трех видов. 1. План производства продукции. 2. Спецификация материалов для изделий с указанием деталей и их количества, требующегося для сборки одного изделия. 3. Инвентаризационные данные по данной позиции с зависимым спросом. В частности, необходимо знать:  а) количество, имеющееся в запасах на данный момент  б) заказанное количество и ожидаемый срок получения заказа  в) время реализации заказа Анализ при планировании потребности идет в три этапа: 1. Суммарная потребность (или позиция) рассчитывается на основе плана производства и спецификации материалов.
2. Чистая потребность вычисляется путем вычитания из показателя суммарной потребности количества, имеющегося в наличии, и заказанного количества со сроком поставки, отвечающим плану производства. 3. С учетом сроков реализации заказов планируется время размещения заказа так, чтобы удовлетворить чистую потребность к планируемой дате начала производства. 14) Использование метода «АВС - анализа» при расчете потребности в материальных ресурсах. АВС-анализ полезно использовать компаниям, работающим с разнородной номенклатурой. Вопрос проведения подобной классификации особенно актуален для промышленных компаний, где системе снабжения приходится иметь дело с огромной номенклатурой: справочники материально-технических ресурсов, например, нефтяных компаний достигают 100 тысяч позиций, металлургических – 200-250 тысяч позиций. Данный метод может также служить основой для классификации номенклатуры с точки зрения определения методов работы с клиентами, способов дистрибьюции, управления запасами в розничных точках и на оптовых складах. Условия:  большое количество продуктов;  много поддерживающих процессов;  стандартизированный процесс;  периодическая аллокацилонная база;  периодичность изменений в расходах. Показателем, который может свидетельствовать о необходимости АВС, является операционный рычаг, который рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к чистой и отражает меру операционного риска компании. Необходимость АВС-костинга возрастает по мере увеличения модуля этого показателя. Данный метод целесообразно применять в условиях:  интенсивной конкуренции;  непрямые затраты составляют значительную часть от общих затрат. Для того чтобы АВС-анализ стал возможен, в компании необходимо наличие единого классификатора материально-технических ресурсов в информационной базе, в кодах которого заложен учет их прихода, расхода и складских запасов. Когда процедура АВС-анализа проводится впервые, встает вопрос, насколько детально должна быть отражена информация по поступлению материально-технических ресурсов (по позициям, подгруппам, группам и т.д.). Алгоритм применения. Организация применения метода ABC включает следующие основные этапы:  определение основных видов деятельности на предприятии, создание для каждого вида деятельности центра и соответствующей группировки затрат. Таким образом, начальной
стадией применения ABC является определение перечня и последовательности работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов. При этом, чем более обоснованно и с максимальной детализацией будут выделены операции, тем более адекватной будет картина затрат на предприятии;  определение носителя издержек для каждого вида деятельности. Другими словами, второй этап применения ABC заключается в расчете кост-драйверов (кост-дорайвер – это индекс-измеритель выходного результата. Так, кост-драйвером для статьи затрат «Снабжение» будет являться «Количество закупок»; для статьи «Настройка» – «Количество наладок») и показателей потребления ими каждого ресурса. Этот показатель потребления умножается на себестоимость единицы выхода работы;  отнесение затрат на продукт, на виды деятельности в соответствии с вовлечением соответствующих видов деятельности в создание продукта. Таким образом, на третьем этапе получаем сумму трудовых затрат на изготовление конкретного продукта. Сумма работ, которая затрачена для производства продукта, является его себестоимостью. План действий: 1. Определить проблему, которую надлежит решить. 2. Учесть все факторы (признаки), относящиеся к исследуемой проблеме. 3. Выявить первопричины, которые создают наибольшие трудности, собрать по ним данные и проранжировать их. 4. Построить диаграмму Парето, которая представит фактическое положение дел в понятной и наглядной форме. 5. Провести АВС-анализ диаграммы Парето. 15) Планирование поставок Эффективное планирование поставок продукции позволяет из всего ассортимента товаров выбрать нужные позиции и обеспечить их наличие в нужном количестве. Планирование поставок напрямую зависит от спроса на каждую отдельную товарную позицию, которая должна компенсироваться за счет своевременных поставок. В то же время, переизбыток поставленного товара может приводить к дополнительным расходам, а в особенно тяжелых случаях к партиям неликвида, представляющим собой прямые убытки. Таким образом, для того, чтобы правильно спланировать поставки нужно изучить спрос на все виды товаров, выбрать удобного поставщика, а также разработать модель, по которой будут производиться поставки. Прогнозирование спроса Правильное прогнозирование спроса на товар позволит эффективно рассчитать оптимальные объемы поставок. Для этого необходимо определиться с минимальным и максимальным количеством товара, который может храниться на складе. Наиболее простой вариант – прогнозирование поставок по двухуровневой системе. Одна партия товара, размер которой рассчитывается на основе наблюдения за спросом в течение определенного времени, отправляется на продажу, вторая, аналогичная по объему, поставляется на склад. После того, как первая партия товара продана, вторая отправляется на продажу, а на ее место завозится такая же по объему. При плавном изменении спроса такая стратегия позволяет оперативно следить за изменениями рынка, своевременно меняя объем поставок. Анализ и планирование поставок
Но для крупных предприятий, реализующих большие объемы широкого ассортимента товаров, для прогнозирования спроса используется другая методика, основанная на АВС-анализе. Для этого все товары разбиваются на три группы, где группы А и В составляют 20% от общего объема, но они обеспечивают максимальную прибыль за счет интенсивности продаж, обусловленных постоянным спросом. А группа С представляет собой так называемые сопутствующие товары, количество наименований которых составляет порядка 80% от общего объема. Они необходимы для обеспечения высокого сервиса обслуживания. В зависимости от спроса формируется и его прогноз. Так, например, для групп А и В необходимо утвердить постоянный график поставок, поскольку спрос на них постоянен и обеспечение страхового запаса не требуется. Для группы С некоторые товары, можно поставлять под заказ, а для тех, которые пользуются нестабильным или сезонным спросом формировать достаточный страховой запас. В программных средствах ABC – анализ можно проводить автоматически, и на его основании формировать политику управления запасами. Например, можно провести кросс ABC анализ по продажам – прибыли на единицу и на его основании задать уровень сервиса товарам – чем товар важнее (ближе к группе AA) – тем выше по нему уровень сервиса и соответственно меньше дефицит. 16) Процедура выбора поставщиков Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из трех этапов: 1 этап. Поиск потенциальных поставщиков. Поиск включает следующие действия: проведение конкурсов (тендеров); изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.); посещение ярмарок, выставок; личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные разговоры, деловые встречи). 2 этап. Анализ надежности поставщиков. Возможными критериями оценки поставщика являются: - цена и качество продукции; - выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности, количеству поставляемой продукции; - финансовое положение поставщика; - сроки выполнения текущих и экстренных заказов; - и.др. 3 этап. Размещение заказа и его реализация. Выбранный товар для предприятия может закупаться как непосредственно у производителя, так и у посредников, дилеров. Основным фактором, влияющим на выбор поставщика, является номенклатура товара и его цена. Все зависит от того, на каких условиях осуществляется реализация. Так например, закупая товар у производителя, предприятие может столкнуться с проблемой самостоятельного формирования необходимого ассортимента. Данные условия характерны для производителей занимающихся массовым производством и выпускающих широкую номенклатуру товаров. При таких условиях осуществлять закупку товара у посредника, который специализируется на формировании нужного ассортимента и поставках его потребителю является более выгодным. Другим преимуществом закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Из-за того, что посредники закупают крупную партию товара, цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Важным фактором, влияющим на принятие решения об осуществлении закупок, является удаленность склада продавца от склада покупателя. При наличии выше перечисленных факторов в пользу посредника может оказаться, что посредник может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем изготовитель товара. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника. Критерии выбора поставщика: - качество поставляемых материалов, - надежность поставки (соответствие установленному графику),
- финансовые условия (цена, скидки, возможность рассрочки платежа/кредита, финансовая устойчивость поставщика), - способность поставщика удовлетворить требования потребителя (выпускаемые объемы продукции, используемое оборудование, наличие складов, контроль за поставками), - расположение поставщиков (зависит стоимость и надежность поставок), - сопутствующий сервис, - удобство размещения поставщика (близость к поставщику), - возможность удовлетворить широкий спрос (большой ассортимент). Выбор поставщиков производится путем получения предложений от потенциальных поставщиков и оценки этих предложений 17) Планирование запасов материалов
Основная цель создания некоторого запаса состоит в обеспечении непрерывности строительного процесса, страховке на непредвиденные сбои в системе МТС, защиты производства от исчерпания материальных ресурсов; защиты от увеличения поставщиками цен на материалы; использования преимущества скидок с цены при больших объёмах заказов.
Величина запаса зависит от ряда факторов, если запасы необоснованно увеличиваются, то происходит излишнее отвлечение денежных средств на их создание и содержание, замедляется оборачиваемость. Одна из задач службы снабжения – определение оптимальной величины производственных запасов. Решение этой задачи включает в себя определение рациональных форм снабжения, уменьшение сроков складской переработки, внедрение эффективных методов оперативного контроля и регулирования производственных запасов.
Таким образом, запасы сырья и материалов на предприятии колеблются между их минимальным значением и наибольшим значением необходимых запасов.
Минимальное количество запасов состоит из:
- календарного запаса (этот запас служит для преодоления отрезка времени от доставки сырья и материалов до их складирования, т. е. отрезка времени, необходимого для разгрузки, проверки и регистрации поступивших сырья и материалов),
- запаса, необходимого для складирования (так называемый запас сырья и материалов, который требует выполнения определенных правил хранения и только через определенное заданное время приобретает свою производственную ценность, например, изделия из дерева или литье из чугуна),
- обусловленного технологическим процессом запаса сырья и материалов (запас, который предусмотрен для поддержания необходимого режима или рабочего состояния технологического процесса производства),
- аварийного запаса (запас, который должен всегда быть в наличии для выравнивания непредвиденных изменений от поставок сырья и материалов до их потребления, а также от потерь сырья и материалов).
Разница между преобладающим значением обоснованного минимального запаса и преобладающим значением экономически и организационно обоснованного наибольшего запаса и является текущим запасом сырья и материалов.
В то время как минимальный запас сырья и материалов является стабильной величиной, текущий запас подвержен постоянным колебаниям от поставки к поставке (за интервал времени между двумя поставками).
Производственный запас можно рассчитывать несколькими способами.
1 способ. При установлении нормы запаса находится средний интервал между поставками материалов по формуле:
; (5.1)
где Тi – срок пребывания в пути, дн.
О – количество материала, нат.ед.
или интервал поставки (Т) рассчитывается по формуле:
(5.2)
где N количество поставок в году.
В натуральных единицах измерения запас рассчитывается по формуле:
(5.3)
где q- среднесуточное потребление запаса, кот в свою очередь рассчитывается по формуле:
, (5.4)
где П – среднегодовое потребление материала.
2способ. Общий запас сырья и материалов определяется расчетным путем по формуле:
, (5.5)
где VG - общий запас сырья и материалов,
Vm - минимальный запас,
Vl - средний текущий запаса сырья и материалов
Общий запас сырья и материалов при принятом равномерном их потреблении определяется по формуле:
. (5.6)
Минимальный запас сырья и материалов должен следить за отклонениями от планомерных поставок и от планомерного использования сырья и материалов, а также должен гарантировать в любое время критическое количество сырья и материалов, необходимых для поддержания заданного режима выпуска предприятием собственной продукции. Минимальный запас сырья и материалов рассчитывается из выражения:
, (5.7)
где Vs - аварийный запас сырья и материалов (на 1 день),
Vd - календарный запас сырья и материалов,
Vt - технически обоснованный запас сырья и материалов,
Vp - первичный запас сырья и материалов,
Md - коэффициент ежедневного использования сырья и материалов.
Текущий запас сырья и материалов определяется как:
, (5.8)
где Lz - цикличность поставок сырья и материалов,
Lm - количество поставок.
Из совместного решения обоих вышеприведенных выражений может быть определена основная математическая зависимость для определения общего запаса сырья и материалов, которая имеет вид:
(5.9)
или:
(5.10)
Так как осуществление запасов сырья и материалов требуют дополнительного капиталовложения, то, исходя из экономической рациональности производства, следует стремиться к тому, чтобы выпускалась продукция, не имеющая запасов сырья и материалов, т. е., соответственно, необходимо стремиться к бесперебойной поставке всего необходимого для выпуска собственной продукции, количества сырья и материалов для непосредственной его обработки в процессе производства. 18) Содержание и взаимосвязь плана по труду с другими разделами текущего плана
Планирование потребности предприятия в персонале осуществляется в плане по труду и персоналу. Цельразработки плана по труду: определение рациональной потребности в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде.
Задачи плана по труду и персоналу: • создание здорового работоспособного коллектива; • формирование оптимальной половозрастной структуры и квалификационной структуры трудового коллектива предприятия; • подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников; • совершенствование организации труда; • стимулирование труда; • создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала; • повышение производительности и качества труда; • обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, з/платой и т.д.; • ротация персонала (приём, увольнение, перевод на др. работу); • оптимизация средств на содержание персонала и т.д.
План по труду и персоналу включает 3 раздела:
1. План по труду: расчет производительности труда.
2. План по численности: включает численность и структуру персонала.
3. План по з/плате: фонд оплаты труда, средняя з/пл. и т.д.
Взаимосвязь: План по труду и персоналу разрабатывается на основе плана производства и реализации продукции, поскольку численность персонала напрямую связана с объемами выпускаемой продукции и оказываемых услуг. В то же время потребность в персонале зависит от степени обоснованности применяемых на предприятии норм и нормативов времени, обслуживания, численности, управляемости и эффективности, что находит свое отражение в соответствующем разделе тактического плана. Финансовый план определяет размер средств, направляемых на оплату труда, и влияет на величину затрат на содержание, персонала. План инноваций фирмы содержит мероприятия по совершенствованию организации труда. На основе этого раздела тактического
плана формируются требования к квалификационно-профессиональному уровню персонала. 19)Планирования численности рабочих
Расчет потребности в персонале необходимо производить в разрезе категорий работающих. Все работники фирмы подразделяются на две группы: • промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности); • персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе фирмы (персонал неосновной деятельности).
В состав промышленно-производственного персонала (ППП) входят следующие категории работников: • рабочие (основные и вспомогательные); • служащие (руководители, специалисты и технические исполнители); • ученики; • обслуживающий персонал.
К непромышленному персоналу относятся работники, занятые в учреждениях и организациях, состоящих на балансе предприятия, но не производящих продукцию, работы, относящиеся к основной деятельности.
При планировании численности работников фирмы следует различать явочную, списочную и среднесписочную.
При планировании показатели численности определяются по среднесписочной численности.
В процессе планирования персонала выполняются следующие плановые расчеты: • анализируется выполнение плана по труду и численности за предшествующий период; • рассчитываются плановые показатели производительности труда; • определяется нормативная трудоемкость изготовления единицы продукции, работ и товарного выпуска; • рассчитывается плановый баланс рабочего времени одного работающего; • рассчитывается потребность в персонале, его плановая структура и движение.
Обеспеченность фирмы трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников в базисном периоде по категориям и профессиям с плановой потребностью. 20)Планирование фонда заработной платы
Цель планирования средств на оплату труда – определение оптимального размера фонда заработной платы, исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности предприятия.
Задачи:
• выбор форм и систем оплаты труда, соответствующих стратегии и тактики развития предприятия;
• определение нормируемой величины расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции;
• расчёт величины чистой прибыли, направляемой на оплату труда;
• расчёт средней заработной платы работников предприятия;
• определение и поддержание на запланированном уровне соотношения между заработной платой, производительностью и фондовооружённостью труда;
• расчёт налогов и отчислений, установленных в зависимости от величины фонда заработной платы.
В конечном счете, механизм планирования оплаты труда должен обеспечить решение следующих задач:
• воспроизводство рабочей силы;
• создание стимулов для повышения количества и качества труда в плановом периоде;
• обеспечение роста средней заработной платы и качества жизни работников предприятия;
• обеспечение рационального соотношения в оплате труда работников различных категорий;
• сокращение текучести кадров. 21) Содержание и задачи планирования себестоимости. Для того, чтобы произвести необходимую обществу продукцию, подготовить ее к реализации, отгрузить заказчику, предприятие расходует средства на оплату труда рабочих и служащих, приобретение материалов, топлива и энергии, эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений. Сумма денежных затрат предприятия на производство и реализацию продукции называется себестоимостью. Целью планирования себестоимости является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов. При разработке плана себестоимости должны быть решены следующие задачи: · проведение анализа стоимостных показателей производственной деятельности предприятия и его подразделений;
· выявление возможностей и уточнение размеров снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим; · составление калькуляций себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции; · выявление нецелесообразных затраты и разработка мер по их ликвидации; · оценка влияния на себестоимость увеличения затрат на освоение производства новой продукции. План по себестоимости включает следующие подразделы: · расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов; · калькулирование себестоимости видов продукции (работ, услуг); · смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). 22) Сравнительный анализ сметы затрат на производство и калькуляции Классифика- ционный признак Смета затрат Калькуляция По группировке затрат Однородные элементы затрат: Материальные затраты Оплата труда Отчисления на социальные нужды Амортизационные отчисления Прочие расходы Комплексные статьи затрат по месту их возникновения: Затраты на сырьё и основные материалы за вычетом возвратных отходов Покупные полуфабрикаты и комплектующие Топливо и энергия со стороны на технологические нужды Основная и дополнительная заработная плата основных рабочих с отчислениями на соц.нужды Общепроизводственные расходы (РСЭО и цеховые) Общехозяйственные расходы (общезаводские и внепроизводственные) Коммерческие расходы По отношению к объёму производства На весь объём На единицу продукции По целям составления 1.Для разработки финансовых документов 2. Для анализа затрат по элементам Для обоснования цены и расчета рентабельности продукции Для анализа затрат по месту их возникновения 23) Порядок составления плановой калькуляции.
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование резервов снижения издержек производства и увеличение денежных накоплений. Планы по себестоимости должны составляться исходя из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья,
материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий и представлять собой принятое предприятием решение о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг.
Плановая калькуляция представляет собой расчет плановой себестоимости единицы продукции, осуществленный по статьям расходов.
Планирование себестоимости включает следующие этапы:
1) установление норм расхода ресурсов (материальных, трудовых);
2) расчет плановой величины прямых расходов (согласно установленным нормам);
3) определение косвенных (накладных) расходов исходя из выбранного метода распределения;
4) анализ соответствия суммы расходов цеха (предприятия), рассчитанных согласно калькуляции (по всем изделиям), смете затрат по данному производству;
5) внесение корректив в порядок расчета калькуляции в случае обнаружения несоответствий.
Плановая калькуляция составляется на год с распределением по кварталам. Для отдельных отраслей промышленности с сезонным характером производства устанавливается другая периодичность составления плановой калькуляции.
Основой составления плановой калькуляции на предприятии является технически обоснованные нормы расходов материалов и трудовых ресурсов, стандарты и технические условия, установленные для этой продукции за отчетный период (год, квартал).
В случае большой номенклатуры выпускаемой продукции плановая калькуляция может составляться и на более широкую группу однородных изделий.
На некоторых производствах составляется плановая калькуляция на отдельные наиболее важные виды продукции (например, на один самолет из серии самолетов и т.п.).
Во время составления плановой калькуляции определяется величина прямых и косвенных расходов на производство и сбыт продукции в плановом периоде.
При этом большая часть расходов включается в себестоимость единицы продукции в виде прямых расходов.
При стабильной экономической ситуации планирование прямых затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя взаимодополняющими методами (Колчина, 2000):
• по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;
• по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.
Установление нормы прямых расходов на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска. При стабильной стоимости прямых расходов их общая величина может быть определена по формуле
где С - планируемая сумма прямых расходов в денежном выражении; Н - норма расходов на единицу продукции в денежном выражении; Q - плановый объем выпуска в натуральном выражении.
Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:
где Спл - плановая сумма прямых расходов; Сф - фактическая сумма прямых расходов в отчетном периоде; Qпл - плановый объем выпуска в натуральном выражении; Qф - фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.
Если в отчетном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина прямых затрат, рассчитанная на первому методу, будет идентична плановой величине прямых затрат, рассчитанных по второму методу. Положительная разница между плановой величиной прямых затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, определенных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчетном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода. 24) Планирование прибыли и рентабельности
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие - облагаются по новым ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, обеспечить получение максимальной прибыли.
Важная цель планирования прибыли состоит в определении возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете планируемой прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планового периода:
Птп = Цтп - Стп,
где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода; Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС и акцизов…); Стп - полная стоимость товарной продукции планируемого периода.
расчет планируемой суммы от реализации
Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение малого периода является его точность. Прежде метод прямого счета был основным при планировании прибыли.
По данным можно определить базовую рентабельность (Рб):
Рб = (По : Стп)×100%,
где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базового года, когда точный размер прибыли еще не известен); Стп - полная себестоимость товарной продукции базового года. 25) Взаимосвязь текущего и оперативного (календарного) планирования 2) текущее (годовое) планирование – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные; 3) оперативно-производственное планирование – уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование. В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Кроме того, планы классифицируются и по другим признакам: 1) по содержанию планов (технико-экономический, организационно-технологический, социально-трудовой, финансово-инвестиционный и т. д.); 2) по уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское планирование);
3) по методам обоснования (рыночное, индикативное, административное или директивное планирование); 4) по сфере применения (межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное); 5) по стадиям разработки (предварительное и окончательное); 6) по степени точности (укрупненное и уточненное). По типу составления выделяют целевое и поисковое планирование. Целевое планирование предполагает сначала установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планирование противоположно – определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которые будет возможно достичь с данными ресурсами. 26) Планирование снижения себестоимости
Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) планируется по двум показателям:
1) снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, то есть выпускавшейся на данном предприятии в предплановом году;
2) снижение затрат на один рубль товарной продукции. Указанные показатели могут определяться как методом прямого счета укрупненно, так и по технико-экономическим факторам.
Планируемое снижение себестоимости сравнимой товарной продукции (ΔСП ) в процентах определяется по формуле
где Вп — запланированный объем выпуска товарной продукции в натуральных, условно-натуральных показателях;
Сп, С ф — полная себестоимость единицы продукции соответственно в плановом и отчетном периодах, тыс. р.
Числитель этой формулы представляет собой экономию от снижения себестоимости товарного выпуска продукции планового периода.
Планируемое снижение затрат на один рубль товарной продукции
(Δ3 рп ) в процентах рассчитывается аналогично:
где ЗБ рП, З ПрП — затраты на рубль товарной продукции соответственно в отчетном и плановом периодах.
Для более точных расчетов планируемой полной себестоимости единицы продукции и соответственно затрат на рубль товарной продукции рекомендуется применять факторный метод.
При определении влияния различных факторов на себестоимость продукции должны быть учтены факторы как внутренние, тo есть непосредственно зависящие от данного производственногоподразделения, так и внешние, не зависящие от него (природные, отраслевые и пр.).
Расчеты снижения себестоимости ведутся по типовым группам факторов:
1) повышение технического уровня производства;
2) внедрение вычислительной техники;
3) улучшение организации производства и труда;
4) изменение структуры и объема производимой продукции;
5) улучшение использования природных ресурсов;
6) отраслевые и прочие факторы.
Состав самих факторов в каждой группе может расширяться и детализироваться в соответствии с отраслевыми особенностями.
Расчеты влияния факторов на себестоимость продукции в планируемом году выполняются в следующем порядке:
1) определяются затраты на 1 р. товарной продукции предыдущего года;
2) рассчитывается себестоимость товарной продукции планового года исходя из уровня затрат предыдущего года, для чего объем товарной продукции планового года (в сопоставимых с предыдущим годом ценах) умножается на величину затрат на 1 р. товарной продукции предыдущего года;
3) определяется влияние каждого фактора на уровень затрат в ценах и условиях предыдущего года;
4) из себестоимости товарной продукции, найденной по уровню затрат предыдущего года, вычитается итоговая сумма экономии за счет влияния факторов и определяется себестоимость товарной продукции планового года;
5) определяется уровень затрат на 1 р. товарной продукции планового года и снижение этих затрат по сравнению с уровнем затрат предыдущего года;
6) определяется изменение оптовых цен и условий, влияющих на объем и себестоимость товарной продукции с учетом предусмотренных на планируемый год изменений цен на изготовляемую продукцию, потребляемое сырье,
материалы, топливо, энергию, условий оплаты труда и другие изменения, приводящие к повышению или к снижению издержек производства;
7) определяется уровень затрат на 1 р. товарной продукции : учетом вышеуказанных изменений.
Аналогично можно рассчитать плановое снижение себестоимости сравнимой продукции. Для этого выполняются следующие плановые расчеты:
1) определяется фактическая себестоимость единицы сравнимой товарной продукции предыдущего года;
2) рассчитывается себестоимость товарной продукции планового года исходя из уровня затрат предыдущего года;
3) определяется влияние каждого фактора на уровень затрат в ценах и условиях предыдущего года;
4) определяется себестоимость товарной продукции планового года;
5) рассчитывается экономия от снижения себестоимости товарного выпуска продукции планового года;
6) определяется изменение оптовых цен и условий на планируемый год;
7) определяется планируемое снижение себестоимости сравнимой товарной продукции в рублях и процентах.
Рассчитанная при планировании снижения себестоимости сумма экономии должна быть увязана с ее величиной, полученной в разделе плана «Инновации (техническое и организационное развитие предприятия)». При этом первая величина будет значительно большей, поскольку в названном разделе не отражены: сумма переходящей экономии, получаемой от мероприятий, осуществленных в базисном году; экономия условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений за счет изменения объема и структуры продукции; экономия (удорожание) в связи с изменением оптовых цен на материальные ресурсы; экономия по прочим факторам (отраслевым, народнохозяйственным).
Рассмотрим методику расчетов экономии затрат по отделъным факторам.
Сумма переходящей на планируемый год экономии (Эп), получаемой от мероприятий, внедренных в базисном году, может быть определена но формуле
где Со, С1 — себестоимость единицы продукции до и после проведения мероприятия;
ВО,В1 — количество единиц продукции, произведенных в базисном году до и после проведения мероприятия;
В1 — количество единиц продукции, производимых в планируемом году.
Размер экономии затрат в результате внедрения мероприятий по повышению технического уровня производства, вычислительной техники, улучшению организации производства и труда рассчитывается по плану технического и организационного развития. Сумма экономии по этим факторам складывается из уменьшения расхода материальных ресурсов и затрат на оплату труда.
Экономия от снижения материальных затрат (Эм ) находится по формуле
Эм= ( НМо ▪Ц - НМ1 ∙ Ц) В1,
где Нм0, Нм1 —- норма расхода сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции до и после проведения соответствующего мероприятия; Ц —- цена единицы сырья, материалов, топлива, энергии;
В1 — количество единиц продукции, выпускаемых с момента проведения мероприятия до конца планируемого года. Уменьшение расходов на заработную плату и отчислений на социальные нужды в результате снижения трудоемкости единицы продукции (Э3) рассчитывается по формуле
ЭЗ=
где t0, t1 —трудоемкость единицы продукции до и после проведения мероприятия, нормо-ч;
Зт0 , Зт1 — среднечасовая тарифная ставка рабочего до и после проведения мероприятия;
ΔД3 — средний процент дополнительной зарплаты для данной категории рабочих;
ΔГ — установленный процент отчислений на социальные нужды.
При высвобождении работников, находящихся на повременной оплате труда, экономия устанавливается по формуле
Э3=ЧВ •3М•
где Чв —количество высвобождающихся работников;
Зм — среднемесячная заработная плата данной категории работников;
М1 — число месяцев с момента проведения мероприятий до конца года.
Экономия, обусловленная изменением специализации производства (передачей изготовления литья, штамповок, узлов, агрегатов)(Эс), может быть определена по формуле
ЭС=С -(Ц+Т)В1
Где: С — производственная себестоимость изделия;
Ц — оптовая цена, по которой эти изделия будут поступать со специализированных предприятий;
Т — транспортно-заготовительные расходы на единицу изделия.
Экономия или дополнительные затраты при повышении качества продукции рассчитываются по формуле
. Эк= (С1 – С0 )В1
Относительная экономия на условно-постоянных расходах (Эу ) в результате увеличения объема производства определяется по формуле
где СБТ— себестоимость товарной продукции в базисном году, тыс. р.;
bT — темп прироста товарной продукции в планируемом году по сравнению с базисным годом, %;
Ур — удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости товарной продукции базисного года, %.
Относительная экономия на амортизационных отчислениях (Эа) в результате улучшения использования производственныхфондов исчисляется по формуле
где а0, а1 — общая сумма амортизационных отчислений в базисном и планируемом годах, тыс. р.;
АТО ,АТ1 — объем товарной продукции в базисном и планируемом годах, тыс. р.
Себестоимость товарной продукции планового года зависит от изменения удельного веса отдельных ее видов, имеющих различный уровень рентабельности, в общем объеме товарного выпуска.
Влияние этого фактора видно только по переменным расходам. Расчет ведется по каждому виду продукции, включенной в план. Для получения конкретной суммы экономии (ЭСТ) разница затрат на 1 р. товарной продукции базисного и планируемого годов умножается на объем товарной продукции планируемого
года. При этом продукция последнего оценивается по ценам и уровню затрат базисного года.